oбзор

Обзор: Телеком 2013

Андрей Бугаенко

Андрей Бугаенко:
На каждое рабочее место приходится минимум ИТ-систем


Заместитель генерального директора по ИТ компании МТТ Андрей Бугаенко рассказал о трансформации ИТ-ландшафта в компании: недавно было завершено перевнедрение ERP-решения, запущена новая ECM-система, появились специализированные телеком-продукты для оказания OTT-сервисов, на очереди модернизация CRM-решения. При этом собеседник CNews утверждает, что в компании не должно быть ключевой ИТ-системы, а основное внимание нужно уделять интеграции внедренных продуктов между собой.

CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играет ИТ-инфраструктура?

Андрей Бугаенко: У компании МТТ две ключевые стратегические цели. Они достаточно традиционны и оцифрованы в натуральных и интегрированных показателях. Первая – это обеспечение устойчивости бизнеса в условиях стагнации традиционных рынков транзита трафика, МГ/МН связи, а вторая – развитие в новых сегментах рынка с инновационными услугами. Часть нашей стратегии развития – формирование ОТТ (Over-the-top) сервисов, их интеграция с традиционными сервисами, «включение» для партнеров ИТ-услуг, позволяющих им строить свои сервисы и услуги, приносящие дополнительные доходы и положительный клиентский опыт. Объединение компетенций технических служб и ИТ-специалистов – это наше решение, которое мы приняли как наиболее эффективное в условиях интеграции традиционного телекома и ИТ. Инфраструктура ИТ не имеет явного выделения из общего производственного комплекса, но является одним из ключевых компонентов инновационных сервисов компании.

CNews: В чем заключается специфика построения ИТ-инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли?

Андрей Бугаенко: Есть разные аспекты. Наряду с банковским сектором, ИТ в телекоммуникациях высокотранзакционные и подчиняются жесткому регулированию со стороны государства. Кроме того, ИТ-инфраструктура является весьма существенной, ключевой компонентой для производственного комплекса операторов связи, оказывающих инновационные услуги и сервисы, построенные на принципе OTT. Производными из этих тезисов являются жесткие требования к надежности ИТ-инфраструктуры, соблюдению параметров соглашения о качестве (SLA), архитектуре построения.

CNews: Расскажите, каковы ваши приоритеты в области ИТ?

Андрей Бугаенко: Один из самых важных проектов 2012-2013 года – переосмысление роли ИТ в деятельности компании и, как следствие этого, развитие собственной R&D компетенции, ведущее к структурным и функциональным изменениям в самой компании.

CNews: Вы планируете разрабатывать собственные ИТ-продукты? Какие именно? Собираетесь ли Вы потом тиражировать их на рынке?

Андрей Бугаенко: Продукты IP-телефонии YouMagic и YouMagic Pro – наши собственные разработки, включая мобильные и настольные версии приложений. Более того, по модели white label, с брендированием под конкретного заказчика, мы готовы предоставлять приложения и их сопровождение всем участникам рынка в весьма короткие сроки. Отдельного упоминания достойна программная экосистема, построенная «вокруг» нашего производственного комплекса. Она позволяет нашим бизнес-партнерам использовать все возможности профессиональной, в отличие от имеющихся на рынке продуктов, связи и телекоммуникационных сервисов.

Экосистема включает набор программных функций, позволяющих включать сервисы телефонии в Web-среду, мобильные приложения, программные и программно-аппаратные комплексы. При этом МТТ берет на себя вопросы оптимальной маршрутизации трафика, обеспечения сертифицированных биллинговых процедур, выполнения нормативных требований, предоставления номерной емкости, обеспечение связности сети и другие задачи, характерные для профессионального телеком-рынка. Бизнес-модель взаимодействия с партнерами строится, в том числе, на основе разделения доходов, то есть с нами, за счет наших разработок можно начать быстро монетизировать свои веб-проекты и сервисы.

CNews: В МТТ было завершено перевнедрение ERP-системы Microsoft Dynamics AX. Зачем понадобилось перевнедрение? Почему решено отказаться от услуг текущих партнеров из «Корус Консалтинг»? Каков положительный эффект?

Андрей Бугаенко: Выбора решения как такового не было. Microsoft Dynamics AX уже долгое время «живет» в нашей компании. Внутренние заказчики неоднократно высказывали ряд существенных замечаний к работе ранее внедренной системы. Анализ показал, что с текущим подрядчиком достичь требуемых результатов невозможно, поэтому мы сменили подрядчика, версию AX на более свежую, сформировали компетентную проектную команду в партнерстве с GMCS (группа компаний Maykor) и реализовали проект в течение 6-8 месяцев. В результате, мы вовремя и качественно сдаем бухгалтерскую и управленческую отчетность, менеджмент и акционеры уверены в ее качестве, ряд процессов стал автоматизированным или автоматическим.

CNews: В МТТ недавно была внедрена система электронного документооборота «Босс-Референт» (ныне «ECM Логика Бизнеса»). Каковы были сроки? Почему выбрано это решение?

Андрей Бугаенко: Нам нужна была «система из коробки». Автоматизировать документооборот нужно было быстро, потому что процессы документооборота в компании стандартизованы давно, эффект в операционной деятельности виден сразу и он значителен, потому что автоматизация документооборота дисциплинирует компанию на всех уровнях, а это непременное условие быстрого роста и инновационного развития. «Босс-референт» оказался системой «из коробки», наиболее полно удовлетворяющей запросы бизнеса. Мы выбирали из 5 или 7 систем. Внедрили в течение 6 месяцев, с учетом времени проведения конкурса, обучения сотрудников и периода тестовой эксплуатации. Важно, что СЭД сейчас обеспечивает единое пространство обработки документов в нескольких компаниях группы компаний МТТ. Это часть реализации групповой политики в области информационных технологий.

СNews: Также в МТТ было завершено внедрение платформы Porta Oracularis, являющейся базовой для реализации интеллектуальных OTT-сервисов. Расскажите подробнее об этом решении.

Андрей Бугаенко: Porta, по сути, СПО, которое объединяет в своем составе софтсвитч, биллинг, систему оптимальной маршрутизации и серверы приложений с возможностью доступа к ним посредством SOAP интерфейса. Совместно с партнерами из Porta One мы ведем доработку ядра системы до наших бизнес-требований, формируемых продуктологами. Кроме того, то, что «не умеет» Porta, мы реализуем собственными силами — например JSON интерфейс, используемый в наших мобильных, настольных и веб-приложениях. На совокупности JSON функций мы разработали бизнес-кейсы для своих партнеров, которые уже осознали, что один из наиболее удобных способов монетизации собственных мобильных и веб-приложений – предоставление своим клиентам голосовых коммуникаций, «бесшовно» связывающих традиционные телеком-услуги (голос, SMS, MMS) с IP-средой посредством сервиса профессионального телекоммуникационного оператора. Наш продукт на базе Porta позволяет с высоким уровнем качества и юзабилити звонить из веба на обычные телефоны (стационарные и мобильные), обеспечивать анонимность голосовых коммуникаций на интернет-аукционах и сайтах знакомств и много чего еще. В общем, с нами бабушка сумеет дозвониться своему любимому внуку в Facebook.

Еще пару месяцев мы будем развивать и тестировать сервис с нашими партнерами, такими как Mail.Ru, «Юниклауд», Frolik и др. Потом откроем API для «всего мира» — последовательно, по регионам и континентам. Дополнительно на базе Porta разворачивается весь комплекс услуг ИСС, которые впервые на рынке получат сквозную интеграцию со всеми возможностями и продуктами транснационального оператора связи. Реализуем на практике парадокс. Будет надежно, качественно и недорого.

CNews: Еще одним заметным ИТ-проектом стала консолидация базовой инфраструктуры корпоративной системы передачи данных (СПД). Расскажите подробнее, какие именно работы были проведены, что было ранее и что получилось в результате?

Андрей Бугаенко: В рамках реализации базовой инфраструктуры корпоративной СПД мы пошли традиционным путем. Провели анализ, выявили точки синергии в ИТ группы компаний. Определили ключевые направления: инфраструктура, корпоративные ИТ, единая политика закупок. Выделили в группе компании с максимально развитыми компетенциями по этим направлениям. В настоящее время МТТ стала сервис-провайдером единого AD, электронной почты, справочных корпоративных систем (Wiki и пр.), СЭД. «Аудиотеле» – единый поставщик услуг центра обработки вызовов в группе компаний. На очереди ERP, «растянутая» на группу компаний, и единая служба технической поддержки ИТ группы компаний. Результат затраченных усилий заключается в реализации мудрости Козьмы Пруткова: «Каждый приносит пользу, будучи употреблен в нужном месте». То есть мы ускорили процессы автоматизации деятельности и снизили затраты на ИТ в целом по группе компаний.

CNews: Какие цели стоят перед МТТ в 2013-2014 годах?

Андрей Бугаенко: В 2013-2014 годах мы сосредоточимся на повышении качества предоставления ИТ-услуг в группе компаний, разработке новых уникальных сервисов и услуг для существующих и потенциальных клиентов, будем принимать решение об усилении ИТ составляющей во взаимодействии с партнерами и клиентами, улучшении практики CRM.

CNews: Что конкретно подразумевается под улучшением практики CRM? Внедрение нового решения, модернизация старого решения Naumen CRM?

Андрей Бугаенко: Пока самый большой бизнес в группе у МТТ. У компании очень много клиентов в различных сегментах рынка. Их количество измеряется не одним десятком миллионов. При этом мы надеемся, что в следующем году «МТТ Инновации» обгонит МТТ по количеству клиентов, несмотря на рост самой МТТ. В целом, мы начинаем ощущать, что имеющейся в компании CRM- системы не хватает. Она архитектурно исчерпала себя. Кроме того, поставщик объявил об окончании продажи и развития текущей системы. Соответственно, модернизировать просто нечего. Придется внедрять новую систему, с учетом всех текущих потребностей бизнес-подразделений, управленцев и технических служб.

На базе CRM мы создадим единую информационно-управленческую среду для коммерческих подразделений, которая будет обладать всей информацией о наших контрагентах, обеспечит взаимодействие управленческих, технических и коммерческих подразделений, позволит автоматизировать модель кроссмотивации подразделений и контроль исполнения задач. Обязательно реализуем управление качеством. Клиенты, я думаю, скажут за это спасибо. Подумаем, нужно ли делать единую CRM для группы компаний. Пока в силу существенных различий бизнес-моделей компаний группы это нерешенный вопрос.

Отдельно будем реализовывать управление исполнением госконтрактов. Это важно в силу расширения нашего присутствия на рынке B2G. Госорганам надо дать прозрачные процессы, качественное обслуживание и возможность контролировать оператора в процессе реализации госконтракта. Это сложная задача, которую должен решить ИТ-департамент в течение следующего года. Я где-то даже завидую ИТ-директору МТТ Балихину Олегу Геннадьевичу, это очень сложные и интересные задачи, но уверен, что он справится. Сформированная на сегодняшний день в МТТ команда ИТ-специалистов — одна из лучших в отрасли, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Нам всем интересно стать не «одними из», а просто лучшими в отрасли.

СNews: Какую ИТ-систему вы считаете ключевой для вашей компании и почему?

Андрей Бугаенко: У нас такой нет. Есть принцип: на каждое рабочее место по его ролевой модели приходится минимум информационных систем с максимальной эффективностью для бизнес-процессов. Ключевой параметр – это эффективная системная взаимосвязь всех компонентов. Системы поддержки операционной деятельности должны быть взаимно интегрированы, удовлетворять запросам бизнеса, при этом уметь обслуживать различные виды бизнеса группы компаний. ИТ-системы производственных комплексов компаний группы, безусловно, должны быть надежнее «офисных», при этом они также должны быть эффективно взаимосвязаны с системами поддержки операционной деятельности.

CNews: Услугами каких ЦОДов вы пользуетесь – собственных или внешних? Почему?

Андрей Бугаенко: У нас традиционно собственные площадки в ключевых для оказания услуг и предоставления сервисов точках. Чужие ЦОДы мы используем для масштабирования производственного комплекса, когда это экономически и технически целесообразно.

CNews: Пользуетесь ли вы продуктами SaaS и почему? Насколько применима эта модель в телекоммуникационной отрасли?

Андрей Бугаенко: Применима. В самой по себе модели ничего плохого нет, она работает практически в любой отрасли, но есть некоторые отраслевые ограничения именно в телекоммуникациях, связанные с регулированием ряда аспектов деятельности. В настоящее время мы не пользуемся моделью SaaS. Надо принимать во внимание девятнадцатилетний опыт развития компании на рынке, что ведет к некоторым сложностям при интеграции SaaS-решений в текущий ИТ-ландшафт.

CNews: Какие работы вы отдаете на аутсорсинг? Насколько перспективной вы считаете эту модель и в каких сегментах она применима?

Андрей Бугаенко: Аутсорсинг нами используется весьма широко. Базовым правилом привлечения аутсорсинга в проект является его операционная и экономическая эффективность. Отмечу, что в случае привлечения аутсорсеров к выполнению работ в интересах компании, существенно растут затраты ресурсов на управление проектами и, в любом случае, остается необходимость иметь у себя ключевую компетенцию по направлениям аутсорсинга. Надо также отметить, что аутсорсинг помогает нам реализовать одно из направлений кадрового роста наших ИТ-гуру, они вырастают из программистов и «айтишников» в системных архитекторов и конструкторов. В этом мы гораздо интереснее для ИТ-профессионалов, чем стандартные ИТ-компании.

Вернуться на главную страницу обзора