Обзор подготовлен

версия для печати
Сценарии развития спроса на ИТ в сухопутном транспорте

Сценарии развития спроса на ИТ в сухопутном транспорте

Нет оснований предполагать, что в ближайшей перспективе спрос на ИТ в сухопутном транспорте начнет резко падать. Гипотетически он может развиваться здесь по двум сценариям — либо сохранения и усиления текущих тенденций (интенсивный сценарий), либо установления темпов спроса на ИТ на уровне роста основных макроэкономических показателей (равновесный сценарий). В любом случае оба сценария характеризуются неуклонным наращиванием объемов ИТ-затрат.

Говорить о том, что в ближайшей перспективе спрос на ИТ в сухопутном транспорте начнет резко падать, пожалуй, нет оснований. Конечно, в сухопутном транспорте одно из самых больших количество подотраслей, являющихся исключительно дотационными, работающими в чистый убыток (такие, значительные по числу потенциальных заказчиков, сектора как городской электрический транспорт, пассажироперевозки автомобильным транспортом общего пользования). Однако компенсируется это тем, что именно здесь же — в сухопутном транспорте — самое большое число прибыльных коммерческих организаций, являющихся ядром заказчиков крупных ИТ, не только потому, что они располагают соответствующими финансовыми возможностями, но и потому, что они по существу своей деятельности заинтересованы во внедрении информационных систем (прежде всего, железнодорожный транспорт, коммерческие транспортные службы в крупных городах, не последнюю роль играют инвестиции в транспорт по линии военных).

Гипотетически спрос на ИТ может развиваться здесь по двум сценариям — либо по сценарию сохранения и усиления текущих тенденций (интенсивный сценарий), либо по равновесному сценарию — с установлением темпов спроса на ИТ на уровне роста основных макроэкономических показателей (прибыли отрасли, ВВП, общих ИТ-инвестиций в экономику), когда опережающий вклад в ИТ-развитие будет приостановлен. Оба сценария, при этом, характеризуются достаточно высокими темпами роста и неуклонным наращиванием объемов ИТ-затрат.

В первую очередь, следует обратить внимание на то, что на среднесрочном периоде рост ИТ-инвестиций сухопутного транспорта (среднесрочные годовые темпы роста на отрезке 2003-2006 гг. — 26,7% в год) значительно опережает как рост общих ИТ-инвестиций в экономику, так и рост ВВП (21% и 25,9%, соответственно).1 Это означает, что в настоящее время спрос на ИТ «перегрет». Подобная неравновесная ситуация не может существовать долго, и в среднесрочном периоде темпы будут постепенно снижаться до равновесного уровня, что, однако, не скажется на устойчивом положительном приращении объемов ИТ-затрат в будущий среднесрочный период.2

Примечания:
1 В фактически действующих ценах
2 Рассматриваются среднесрочные темпы роста (усредненные на периоде 2003-2006 гг.)

Факторы спада

В пользу грядущего остывания спроса на ИТ говорит также наличие ряда других факторов. Во-первых, это сильная сегментированность отрасли, в результате чего высокотехнологичные инвестиции оказываются невозможными для значительного количество предприятий, прежде всего, специализирующихся на пассажироперевозках — а ведь это большие инфраструктуры мегаполисов, полноценная информатизация которых могла бы придать спросу на ИТ дополнительную существенную динамику.

Второй фактор, снижающий спрос на ИТ, касается уже реальных, проявивших себя, ИТ-заказчиков. Фактор связан с тем, что основные отрасли подотрасли и виды деятельности сухопутного транспорта хоть и безубыточны, но, тем не менее, не могут похвастаться устойчивостью прибыли. Это касается, в том числе, и достаточно успешных по меркам отрасли предприятий. Например, в секторе автомобильных грузоперевозок (в целом прибыльном) колебания прибыли от года к году составляют 5-6 раз, а периодически уходят в минус, как, например, в 2004 году (убыток тогда составил 461 млн руб., и это на фоне прибылей в 400-900 млн руб. в предшествующие годы).

То же происходит и в железнодорожном транспорте — здесь колебания прибыльности грузоперевозок (казалось бы, устойчиво стабильного вида деятельности) составляет от 10% до 200%. Например, в 2002 году прибыль сократилась более чем в 2 раза, в 2004 году — на 10%, в 2005 году — вышла на уровень, казалось бы, уже пройденный в далеком прошлом — 57 млрд руб. (с небольшим превышением это уровень 2000 года) и т.д.

Всё это указывает на ограниченные возможности по средне- и долгосрочному планированию стратегических инвестиций собственными силами, в том числе ИТ-расходов, и представляет собой довольно мощный фактор сдерживания.

Возможные стимулы

В противоположном направлении, т.е в направлении, стимулирующем дальнейшее ускоренное наращивание ИТ-расходов, играют другие два фактора. Первый — это развитие конкурентных высокодоходных транспортных услуг в мегаполисах — доставка (например, по интернет-заказам), услуги такси и т.д. Доходность этих видов услуг будет возрастать вместе с ростом реальных доходов населения, их развитию будет также способствовать рост оборота торговли, сектора услуг и развлечений.

Второй фактор, повышающий спрос на ИТ — это информатизация видов транспортной деятельности, связанных с крупными нефтяными и металлургическими холдингами, которые со своей стороны также остро заинтересованы в интеграции своих ERP с ИС транспортных предприятий, что давало бы им возможность отслеживать полный цикл цепочки поставки в совокупности с оперативной информацией о дислокации груза и контрольными показателями подвижного состава. Полученная таким образом экономия издержек будет очень на руку обеим сторонам в условиях снижения сверхдоходов от нефти и металлов. Однако данный фактор уже в значительной мере отработан, и резкого увеличения ИТ-затрат в этой связи ожидать не стоит.

Таким образом, по совокупности факторов, в среднесрочной перспективе наиболее вероятным в наземных видах транспорта представляется развитие равновесного сценария развития спроса на ИТ, с темпами роста, соответствующими общим темпам роста экономики.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

1 Здесь имеются в виду среднесрочные годовые темпы (СГТР) — расчетная величина, результат усреднения реальных темпов роста за определенный период времени (здесь за период 2003-2006 гг.). СГТР отражают сглаженную годовую динамику показателя на больших интервалах времени.

2 В отдельные годы возможны кратковременные сокращения спроса на ИТ, но в целом на периоде 2007-2010 гг. прирост ИТ-затрат будет положительным с расчетными сглаженными темпами роста порядка 20% в год.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS