Comptek

Siemens



 
Совместный проект При поддержке
CNews.ru RBC Мир связи. Connect! МТУ-Информ

Алексей Комков: Мы с надеждой ждем, когда рынок ASP-провайдеров насытится и они начнут предлагать дополнительные услуги.

Алексей Комков  
По мере возрастающей синергии между рынками связи и компьютерных сетей средства антивирусной защиты получают все более широкое применение в среде телекоммуникационных компаний. Интерес со стороны телекома к подобного рода услугам и продуктам в немалой степени стимулируется растущей конкуренцией между провайдерами услуг. Динамику развития рынка информационной безопасности в телекоммуникационной сфере в интервью корреспонденту CNews.ru комментируют представители компании «Лаборатория Касперского": технический директор Алексей Комков, руководитель направления корпоративных продаж российского офиса Рустэм Хайретдинов и PR-менеджер Светлана Новикова.

CNews.ru: Как вы оцениваете объем российского рынка информационной безопасности на текущий момент, в том числе рынка средств антивирусной защиты?

  Рустэм Хайретдинов
Рустэм Хайретдинов: По разным оценкам, рынок информационной безопасности в России составляет от 40 до 50 млн. долл. Как вы понимаете, сумма условна: выделить долю информационной безопасности в информационном проекте достаточно сложно. Отдельно проекты в области информационной безопасности пока еще не стали стандартом. Рынок же антивирусной безопасности составляет около 10-12 млн. долл..

CNews.ru: Какова динамика развития рынка средств антивирусной защиты за последние несколько лет?

Рустэм Хайретдинов: Наши продажи как в корпоративном, так и персональном секторах удваиваются каждый год. Это подтверждает, что рынок информационной безопасности растет и пока еще далек от насыщения. Это связано также и с тем, что многие компании сейчас активно переходят с пиратского на легальное ПО.

Светлана Новикова  
Светлана Новикова: Да, действительно, сейчас наблюдается переход к более активному использованию легальных копий и установке их в строгом соответствии с лицензионным соглашением. Средний бизнес ориентирован на приобретение легального обеспечения. Что касается статистики, то могу привести данные IDC, по которым рост мирового антивирусного рынка в 2001 году составил порядка 23%. В России, по нашей статистике, эта цифра выше – около 50%. Поскольку рынок еще не насыщен, маловероятно, что наметится тенденция к снижению темпов роста.

Рустэм Хайретдинов: Статистика последнего года показывает, что помимо прочего, увеличивается доля услуг. То есть покупают не только собственно лицензию на использование продукта, но и сопутствующие услуги: установку ПО, расширенную техподдержку, консалтинг.

CNews.ru: Каков спрос на антивирусное ПО среди телекоммуникационных компаний?

Рустэм Хайретдинов: Поскольку конкуренция в телекоммуникационной сфере достаточно высока, компании ищут какие-то конкурентные преимущества. Одно из таких преимуществ – это защищенный трафик. У нас уже есть достаточное количество проектов с провайдерами, причем как с провайдерами, продающими трафик, так и с информационными порталами, которые предоставляют информацию. В обоих случаях их услуги становятся более конкурентоспособными и компании более уверенно чувствуют себя на рынке.

CNews.ru: Говоря о провайдерах. Некоторое время назад на рынке активно обсуждалась проблема внедрения провайдерами средств антивирусной защиты. Каким образом осуществляется антивирусная защита на этом уровне сегодня?

Рустэм Хайретдинов: Учитывая колоссальный поток данных, проходящих через телекоммуникационные компании и требующих проверки, представители этого рынка требуют специфических продуктов. Мы выпустили специальную версию антивирусного программного обеспечения, которая сфокусирована на телекоммуникационные компании и представляет собой антивирусный фильтр для входящей/исходящей почты. Сейчас мы обеспечиваем защиту только почтового трафика, но в ближайшее время будем предоставлять защиту и для веб-трафика.

CNews.ru: В чем специфика решений для провайдеров?

Алексей Комков: В случае с персональными продуктами одна из их главных задач – простота в установке и использовании. Для телекоммуникационных компаний и ASP-провайдеров, важна масштабируемость, стабильность работы, хорошая техподдержка, консалтинг – те дополнительные услуги, которые персональному пользователю не интересны. И в отличие от ситуации с персональным пользователем, здесь уже сложность настройки может стать скорее плюсом, а не минусом.

Важно сделать такой продукт, который выдержит весь объем трафика конкретного провайдера. Это серьезная задача, потому что провайдеры уровня American Online используют сотни серверов, через которые ежедневно проходят терабайты информации. Также важно обеспечить защиту, и не только антивирусную. Например, мы предоставляем защиту от спама, что уже сам провайдер потом может предложить в качестве дополнительной услуги своим пользователям.

Для сложных продуктов, ориентированных на корпоративный рынок и на телекоммуникационных провайдеров, необходимо обеспечить масштабируемость, стабильность работы, производительность. Никто же не продает Oracle или R3 без консалтинга или поддержки? То же самое и здесь. Компаниям такого рода, крупным заказчикам мы предлагаем специализированный консалтинг и поддержку.

CNews.ru: Можно ли утверждать, что провайдерами не востребованы «коробочные» решения?

Алексей Комков: Здесь уже мы приходим не к технологическому, а скорее к бизнес вопросу. Например, мы предлагаем телекоммуникационным компаниям оказывать клиентам другие услуги, за дополнительную ежемесячную плату. Нюанс в том, что персональные продукты скачиваются с нашего сервера на компьютеры пользователей конкретного провайдера, который берет плату за использование этих продуктов и обновление через свою инфраструктуру. В данном случае речь идет о бизнес-моделях, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Соответственно, каждый провайдер выбирает для себя то, что предпочтительнее.

Рустэм Хайретдинов: А является ли «коробочным» продуктом сервер, настроенный у нас и привезенный клиенту? Для него он «коробочный": привезли коробку, раскрыли, она работает. Для нас не совсем. Если же говорить о коробках с дисками, думаю, что при их объемах трафика приоритетны специальные решения.

CNews.ru: Какова доля телекоммуникационных компаний в общем объеме ваших клиентов?

Рустэм Хайретдинов: Если смотреть в контексте корпоративных клиентов, то их доля составляет меньше 10%. Самый большой трафик – у крупных корпораций, это наши основные заказчики. Телекоммуникационные компании только начинают бороться за пользователя путем предоставления дополнительных услуг – еще год-два назад рынок не был насыщен. Начинается конкуренция, и доля рынка растет – по сравнению с прошлым годом она увеличилась в два раза. В числе наших клиентов есть такие значимые компании как «Вымпелком (БиЛайн)», «Голден Телеком», «МГТС», национальные провайдеры в республиках СНГ – в Казахстане, Узбекистане. За пределам СНГ нашими продуктами пользуются «ItalTelecom», «Югославтелеком», «La Poste». Тем не менее, телекоммуникационные компании составляют некритичную часть наших клиентов.

CNews.ru: Как можно оценить востребованность российских продуктов по сравнению с западными решениями в области ИБ?

Алексей Комков: Во-первых, есть западные компании, которые специализируются на продуктах для корпоративного рынка и для ASP-провайдеров. Они очень хорошо развиваются как раз за счет того, что рынок растет сам по себе. Другие компании используют другую стратегию и выпускают продукты только для персонального рынка. Поэтому здесь сложно сравнивать. У нас наиболее широкий спектр продукции: от персональных решений, которые продаются в «Рамсторе», до корпоративных, которые поставляются только с консалтингом.

На российском корпоративном рынке у нас практически нет конкурентов: если с точки зрения технологий есть несколько аналогичных продуктов, то в плане сервиса с нами никто не в состоянии соревноваться.

Рустэм Хайретдинов: Конкурентное преимущество прежде всего в том, что мы находимся здесь, и разрабатываем продукцию с учетом российского рынка. Мы единственные, кто делает русифицированные серверные продукты, потому что на Западе считают недостойным до этого «опускаться». В частности, мы единственные из компаний предлагаем защиту от спама, в том числе и с русской лексикой. Плюс к тому, спектр оказываемых нами услуг, естественно, на порядок выше.

Здесь надо сказать, что когда нас сравнивают с конкурентами, то всегда сравнивают конкретный продукт с конкретным продуктом. Но корпоративному пользователю, в том числе, телекоммуникационному, важен не только сам продукт, но и сервисное окружение, которое мы предлагаем. Для крупных распределенных компаний (например, Транснефть, МПС, ЦБ) круглосуточная техническая поддержка – исключительно критический вопрос. Если произошел какой-то инцидент в отделении на Дальнем Востоке, то должен быть кто-то, кто поможет решить проблему несмотря на разницу во времени. Никто из наших конкурентов не оказывает такого рода услуг.

Светлана Новикова: Вместе с тем «Лаборатория Касперского» остается одним из технологических лидеров рынка, что подтверждают регулярные тестирования нашей продукции – у «Антивируса Касперского» традиционно наиболее высокий уровень обнаружения вирусов.

Рустэм Хайретдинов: Кроме того, не стоит забывать, что мы находимся в стране, где существуют процедуры лицензирования и сертифицирования продукции. То, что мы быстрее других, а иногда единственные в группе своих продуктов проходим сертификацию, доказывает, что мы всегда готовы сотрудничать с сертификационными органами, предоставлять коды – что, например, никогда не делают наши конкуренты.

CNews.ru: Как вы оцениваете угрозы, связанные с действиями злоумышленников в области мобильной коммерции? Каковы ваши прогнозы относительно развития мобильной коммерции в контексте взаимодействия с российскими «безопасниками»?

Алексей Комков: Все-таки о мобильной коммерции, даже на Западе, больше говорят, чем она существует. Говорят много, но это скорее маркетинговый бум, нежели реальный. Однако постепенно появляются продукты и платформы для мобильной коммерции, и конечно, для них важны вопросы безопасности. В большей степени не антивирусной безопасности, а безопасности совершения транзакций.

Если же говорить об антивирусных средствах, то для Palm, Pocket PC существуют вирусы, хотя их, правда, не так много. Тем не менее, с появлением новой платформы, которую будет активно проталкивать один из грандов IT-индустрии, например Microsoft - количество этого типа вирусов будет быстро расти. Помимо этого появятся новые проблемы с точки зрения безопасности, которые нужно будет решать. Например, защита от спама или перехвата данных. В свою очередь, здесь мы уже готовы – у нас есть антивирусные технологии для мобильных устройств, Palm, Pocket PC, смартфонов. Мы готовы к тому, чтобы предложить рынку, когда он разовьется, необходимые средства защиты.

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных ваших проектах в телекоммуникационной отрасли.

Рустэм Хайретдинов: Безопасность – вещь интимная. Многие заказчики не хотят раскрывать подробностей проекта, потому что не хотят показывать, чем и как они защищаются. Если известно, какую систему защиты использует компания, злоумышленникам будет проще: они будут взламывать конкретно ее, а не абстрактную систему безопасности. Поэтому подробности таких проектов никто не афиширует.

Алексей Комков: В числе наших проектов можно указать защиту почтовых серверов некоторых провайдеров. Известно, что большинство вирусов распространяется по почте –около 90%. Соответственно, провайдеры, как на Западе, так и здесь, заинтересованы в такого рода услугах. Для предотвращения вирусной атаки они приобретают либо специализированное программное обеспечение по защите конкретных почтовых систем, либо так называемые «mail relay». Независимо от почтовой системы провайдера стоит наше антивирусное ПО, которое обрабатывает всю входящую почту, проверяет на вирусы и соответственно, либо лечит, либо отказывает в приеме этой почты. После проверки данные переправляются на почтовую систему.

Рустэм Хайретдинов: Что касается специфики, то чаще всего она заключается в том, что необходимо такого рода услуги интегрировать в биллинговую систему заказчика. Если у нас нет защиты для конкретного почтового сервера, то необходимо осуществить доработку, адаптацию под конкретного заказчика.

В корпоративной среде мы обычно интегрируемся с отчетными системами: заказчик хочет видеть время простаивания, сколько было атак совершено и т.д. Что до схемы работы с ASP провайдерами, то интеграция в их биллинговую систему позволяет сразу видеть ту прибыль, которую они получают. Ведь никто не отменял рост эффективности: «Мы затратили столько денег, а сколько мы получили?» Если для корпораций эффективность приобретаемой защиты оценивается в минимуме простоя, то у ASP провайдеров и телекоммуникационных компаний эффективность оценивается в конкретных деньгах, которые они заработали. Другие методы работы, притом что продукты практически одинаковые.

Алексей Комков: Мы с надеждой ждем, когда рынок ASP-провайдеров насытится, и они начнут предлагать дополнительные услуги. Понятно, что для конкретного пользователя выгоднее вносить небольшую абонентскую плату, и все вопросы, связанные с обновлением антивирусного ПО, настройкой конфигурации и т.д., переложить на провайдера. Для персонального пользователя доллар в месяц за антивирусную защиту – это ничто, потому что он платит 40-50 долларов за подключение и другие услуги. Но для компании, имеющей сотни тысяч подписчиков, это уже серьезные деньги.

CNews.ru: Какие продукты пользуются наибольшим спросом у провайдеров?

Алексей Комков: У нас есть 3 специализированные технологии и соответственно, продукта. Во-первых, уже упомянутая защита абстрактной почтовой системы, «mail relay». Наш продукт Gate Protector устанавливается на входе почтового трафика, и независимо от того, какой конкретно почтовой системой пользуется провайдер, вся входящая почта проверяется на вирусы.

Во-вторых, конкретные продукты, интегрированные в почтовые системы, например, в Microsoft Exchange, Unix-based почтовые системы типа sendmail, qmail, postfix и т.д. И в-третьих, то, что сейчас выводится на рынок и тоже должно быть интересно телекоммуникационным компаниям – защита от спама. Продукт, который не только по IP адресам отсекает почту, но также осуществляет лингвистический анализ содержания сообщений и вложений. То или иное почтовое сообщение классифицируется под разные рубрики, а далее можно определить правила обработки сообщения, которое попало под ту или иную рубрику. Таким образом, решается проблема больших потоков спамерской почты с вложениями. Например, когда идет сообщение на 5 кб, а пользователь платит за трафик – для него здесь прямая выгода, поскольку он больше не вынужден оплачивать тот трафик, который не хотел бы получать.

Вот три группы технологий, которые могут быть предложены телекому. И кроме того, естественно, мы обеспечиваем защиту их собственной внутренней инфраструктуры – внутренней почты, серверов, рабочих станций.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора