Обзор подготовлен

версия для печати
Алексей Лаврухин

Алексей Лаврухин:

Планшетные компьютеры в роли касс - вполне реальный сценарий

Как будет развиваться российский рынок оборудования и программного обеспечения для ритейла? Свое мнение об этом высказал в интервью CNews Алексей Лаврухин, руководитель управления POS-решений компании «Атол».

CNews: Как вы оцениваете итоги 2011 г. для российского рынка ИТ в ритейле? А в сравнении с мировым рынком?

Алексей Лаврухин: Если говорить об ИТ в целом, то в прошлом году были наиболее востребованы BI и CRM системы. В первую очередь, это связано с общей тенденцией рынка к контролю информации и ее анализу в реальном времени. Эта тенденция вызвана распространением различных систем лояльности, а также общемировым трендом сделать максимально удобной работу с аналитической информацией с целью повышения контроля над бизнесом.

CNews: Как менялись потребности торговых предприятий в области торгового оборудования и программного обеспечения в последние 3-5 лет?

Алексей Лаврухин: Если говорить об оборудовании, то очень остро стала необходимость увеличить скорость обслуживания посетителей и удобство работы персонала. Так, в последние годы большинство ритейлеров отдают предпочтение оборудованию, позволяющему организовать фронтальную посадку кассира, что существенно повышает удобство работы и скорость обслуживания посетителей.

Технологии по работе со штрих-кодами также стремительно развиваются, и производители предлагают более совершенные продукты в этом сегменте, позволяющие моментально считывать и обрабатывать информацию.

Говоря о программном обеспечении, нужно отметить, что за последние 3-5 лет уровень грамотности пользователей значительно вырос. Соответственно, выросли и требования, предъявляемые к ПО. Сейчас программное обеспечение должно не только помогать продавать и работать с товарными запасами. От него требуется также умение работать с дисконтными системами, анализировать полученную информацию, строить прогнозы продаж, создавать системы лояльности, следить за остатками товара и вовремя сигнализировать о необходимости пополнить запасы и т.д. Т.е. если раньше многим предприятиям малого и среднего сегмента было достаточно кассового модуля и товароучетной системы, то сейчас им необходимы уже аналитические блоки (BI), блоки по работе с клиентами (CRM), блоки по построению систем лояльности и дисконтной политики.

С развитием современного программного обеспечения, широким распространением антивирусных программ, которые, как правило, «забирают» около 50% производительности оборудования, повышались и требования торговых предприятий к производительности торгового оборудования и скорости его работы.

Производители POS-оборудования сразу реагируют на подобные требования, и по мере выхода на рынок новых платформ (Intel Atom, Intel Atom PineView, Intel Core i3/ i5/ i7, VIA Nano, ARM), новых типов оперативной памяти (DDR3), новых типов носителей информации (твердотельных накопителей SSD) внедряют современные решения в свои продукты.

Очевиден рост спроса на торговое оборудование, способное работать в сложных климатических условиях России. Как минимум, торговое оборудование должно бесперебойно работать при температуре от 0 до +400С.

CNews: В ритейле идет достаточно серьезная борьба за клиента. Какие технологические решения могут быть эффективны в этой связи (борьба с очередями, системы лояльности и т.п.)?

Алексей Лаврухин: В последнее время в борьбе за клиента ритейлеры в основном используют скидки и дисконтно-бонусные программы. И все считают, что это и есть системы лояльности. Но это не так. Лояльность - это немного больше, чем просто скидки и бонусы. В понятие «лояльность» в ритейле входят и такие вещи, как удобство расположения, наличие парковки, выкладка товара, приветливость персонала, удобство совершения покупки и т.д.

Вот представьте: недалеко от  вашего дома находится магазин с приятными ценами, но возле него нет парковки, персонал грубый, продукты разложены по магазину в беспорядке и часто просрочены, плюс на кассе очередь, так как из 7 касс работают только 2. Пойдете ли вы ради 10% скидки в такой магазин, чтобы заниматься раскопками в груде товара и еще на кассе получить порцию хамства, отстояв очередь? Невозможно создать лояльного покупателя только скидками.

Поэтому лояльность - это больше, чем просто скидка. Это, можно сказать, танец вокруг покупателя и создание условий для его постоянного посещения магазина.

CNews: Мировой ритейл идет по пути внедрения инноваций. Как вы оцениваете перспективы распространения в России таких решений, как Self-Checkout и т п.

Алексей Лаврухин: На мой взгляд, для российского рынка системы Self-Checkout довольно специфичны. И это обусловлено рядом причин.

Во-первых, низкая окупаемость подобных систем. Как правило, рядом с системой Self-Checkout должен стоять человек, который будет объяснять покупателям, как пользоваться этой системой (как, например, в банках). Для владельцев торговых точек в России выплата заработной платы одному кассиру выгодней, чем покупка дорогостоящей системы самообслуживания и выплата зарплаты персоналу, который будет ее обслуживать.

Во-вторых, риск возникновения убытков. Недавно в Великобритании была проведена проверка соответствия оплаты покупателями товаров через систему Self-Checkout и товаров, реально находящихся в пакетах покупателей при выходе из супермаркета. Как выяснилось, очень часто покупатели «забывали» оплачивать дорогой алкоголь и продукты питания. Поэтому внедрение подобных систем может быть экономически оправдано в странах с низким уровнем воровства, например в Арабских Эмиратах. Россия, к сожалению, к таким странам не относится.

В-третьих, низкий уровень компьютерной грамотности большинства потребителей и предпочтение общаться с живым человеком, кассиром, нежели чем с непонятным аппаратом.

Один проект с использованием данных систем в России уже был реализован, и в итоге там пришлось на выходе поставить сотрудников, которые проверяли чеки покупателей и, по сути, по второму разу сканировали товар.

Данные системы не получат распространения в России в ближайшие 3-5 лет. В течение этого времени существенно вырастет уровень компьютерной грамотности населения, что позволит покупателям перебороть страх общения с непонятной машиной и в дальнейшем более свободно использовать такие системы.

CNews: Последние годы ознаменовались стремительным ростом числа мобильных устройств и распространением мобильных решений. Насколько широкое распространение эти решения уже получили в ритейле? Каковы, на ваш взгляд, перспективы их использования в ритейле?

Алексей Лаврухин: Развитие рынка смартфонов и планшетных компьютеров происходит столь стремительно, что иногда становится страшно. Мобильным устройствам удалось то, что мы не смогли сделать на протяжении последних 10 лет. Это - развитие компьютерной грамотности населения.

Бытовое использование мобильных устройств позволяет быстро и эффективно учиться пользоваться электронными устройствами. Неудивительно, что многие люди, научившись этому, хотели бы их использовать в своей работе.

На данный момент смартфоны активно используются в сегменте HoReCa для работы с электронным меню. В ближайшее время, на мой взгляд, активно будут пользоваться планшетами официанты для оформления заказов. Также я вижу перспективу использования мобильных устройств для проведения инвентаризации, в выездной торговле, для выполнения некоторых складских операций.

Смартфоны и планшеты активно используются для работы с аналитической информацией; большинство BI систем имеют клиентские приложения для Android и IOS. Думаю, и приход мобильных решений на кассовые места также не за горами. Конечно же, никто не будет ставить Айфон на кассу, но вот планшетные компьютеры в этой роли - вполне реальный сценарий.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS