Обзор "Рынок ноутбуков 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Acer

Рынок ноутбуков обманул экспертов

Мировой рынок ноутбуков обманул экспертов

Ситуация на мировом рынке ноутбуков имеет противоречивый характер. Прогнозы относительно продолжающегося роста, сделанные отраслевыми аналитиками, в целом, оправдались. Но в то же время на рынке "высветилось" несколько тенденций, принесших и производителям, и аналитикам немало неожиданностей.

К числу основных тенденций прошлого года следует отнести разнонаправленность покупательских тенденций потребительского и бизнес-сегментов рынка. Аналитики европейского еженедельника ComputerPartner даже охарактеризовали отличия в тенденциях сегментов как "расслоение рынка". По их мнению, настолько разнонаправленными тенденции в базовых сегментах мирового рынка не были с момента появления первого ноутбука, и выявление этого различия — целиком заслуга первой половины 2006 года. Как показывает статистика первых двух кварталов 2006 года, основной спрос на мобильные ПК активизируется в потребительском сегменте, в то время как темпы роста В2В-сегмента значительно отстают. Так, по данным ComputerPartner, если объем продаж в потребительском сегменте увеличился  за два квартала 2006 на 7-8%, то рост продаж бизнес-сегмента не смог перешагнуть и 4%-ую планку. Двигателями роста продаж потребительского сегмента чаще становятся такие факторы, как медиа-функции и графический интерфейс. Для бизнес-сектора решающими факторами остается емкость жесткого диска, объем оперативной памяти, возможность эффективной работы в мобильной сети предприятия и за ее пределами.

Различия в факторах спроса стимулирует и разницу в тенденциях потребления, и, соответственно, в темпах роста денежных объемов различных сегментов рынка. Оснащение ноутбука новыми медиа-функциями, развитие графического интерфейса позволяют производителю получить большую ценовую премию, чем та, что назначается за расширение емкости жесткого диска и мобильность. По мере того, как различия в структуре потребления накапливаются, поставщикам становится все труднее стимулировать спрос на продукты, изначально позиционирующиеся для бизнес-сегмента.

На таких насыщенных рынках, как США, Западная Европа, Япония, основным "двигателем" торговли давно уже являются "распродажи", но, если для потребительского рынка такая модель  давно уже вошла в привычку и играет практически основную роль в стратегиях участников рынка, то для бизнес-рынка "распродажи" — явление новое и непривычное. Это приводит к размыванию стратегий позиционирования моделей и даже целых серий ноутбуков, и пока производители предаются размышлениям относительно тактики дальнейшего поведения на рынке, посредники уже активизировались и разворачивают боевые действия на новом "фронте". Ведущие вендоры отмечают и возрастающую необходимость "ценовых маневров" — цены на новые модели приходится завышать искусственно, пока не будут распроданы предыдущие модели линейки, иначе возникает риск производства машин только для склада. Несмотря на некоторую эффективность использования таких и подобных моделей, они в итоге приводят к значительным перекосам спроса во всех сегментах рынка ноутбуков.

Региональное расслоение

Помимо "расслоения" рынка ноутбуков, исследователи отмечают и ряд других тенденций. Прежде всего, это все более выраженная регионализация — темпы роста рынков развивающихся регионов — Восточной Европы, России, Китая, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки значительно превышают темпы роста "традиционных", сложившихся рынков Западной Европы и США. Хотя обороты развивающихся рынков по масштабам пока несопоставимы с "развитыми" рынками,  бурный рост и активное развитие структуры делают их более привлекательными с точки зрения инвестиций.

Уже сейчас многие производители создают модели ноутбуков специально для определенных рынков, — в том числе, и для развивающихся, но пока только в порядке эксперимента. В будущем число таких моделей и модельных серий будет гораздо шире. Отражением регионализации рынка ноутбуков является и формирование устойчивых стереотипов потребления, различных от региона к региону, что приводит к формированию устоявшихся сбытовых моделей.

Новые маркетинговые "рычаги"

В рамках развития новых маркетинговых моделей следует назвать и расширение традиционных сбытовых каналов ноутбуков и других видов мобильных ПК. Эта тенденция в равной степени характерна и для устойчивых, и для развивающихся рынков. Так, в качестве сбытовых каналов все более активно используется кооперация поставщиков ноутбуков с компаниями, специализирующимися на ИТ-сервисах, например, с разработчиками мобильных сетей, поставщиками информационных систем, аутсорсинговыми компаниями. Такие компании не просто рекомендуют заказчикам приобретение ноутбуков и десктопов определенного поставщика, но и разрабатывает по них решения с заданной функциональностью и производительностью.

В качестве значимого мотиватора спроса на лэптопы выступает и развитие мобильных стандартов UMTS/HSDPA, позволяющих осуществлять передачу больших объемов данных с повышенной скоростью. Это делает возможным в считанные секунды загружать аудио- и видеофайлы, обмениваться изображениями между мобильными телефонами и ПК. Эксперты рынка называют начавшуюся конвергенцию между ИТ и телекоммуникационным рынком "новым шансом" для рынка мобильных ПК и прогнозируют дальнейшее увеличение спроса на ноутбуки, поддерживающие данные форматы. Ведущие вендоры — например, Fujitsu Siemens, считают развитие новых мобильных форматов благоприятной возможностью для  расширения существующей продуктовой линейки.

Юлия Граванова / CNews

Григорий Низовский: Российский покупатель более скрупулезно выбирает соотношение компактности и функциональности

Григорий Низовский

На вопросы CNews отвечает Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами представительства Acer в России и Казахстане.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка ноутбуков — в мире и в России?

Григорий Низовский: В первой половине 2006 года мировой рынок мобильных ПК вырос чуть менее чем на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Основные “двигатели” роста — Китай, Индия, Бразилия. Темпы роста рынка в России были сравнимы со средними общемировыми. Развитию рынка мобильных ПК вот уже который год способствует укрепление экономик ряда развивающихся стран, спрос на мобильные ПК в потребительском сегменте, а также со стороны малого и среднего бизнеса. Корпоративный сегмент в целом остается достаточно консервативным, считает издержи, оценивает проблемы безопасности.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS