версия для печати
Как изменится ИТ-аутсорсинг в кризис?

Как изменится ИТ-аутсорсинг?

В том, что кризис изменит ландшафт рынка ИТ-аутсорсинга, эксперты не сомневаются. Вопрос в том, насколько кардинальными будут эти изменения, а также в том, какой стратегии в отношении аутсорсеров следует придерживаться заказчикам во времена экономических перемен.

До недавнего времени ИТ-аутсорсинг являлся самым быстрорастущим сегментом мирового рынка ИТ-услуг. Согласно прогнозу Gartner, в 2008 году на долю ИТ-аутсорсинга должно прийтись 42% всех мировых затрат на ИТ-услуги. В России, правда, потребности в ИТ-аутсорсинге пока были не столь велики: его доля от общего объема ИТ-услуг составляла около 10%.

В то же время, на российском рынке обозначилась тенденция вытеснения затратами на аутсорсинг ИТ-услуг других статей расходов. Так, по данным Росстата, с 2003 г. доля ИТ-услуг, предоставленных внешними игроками, выросла с 12,4% до 20,1% в 2007 г. В структуре затрат отечественных компаний на ИТ-аутсорсинг наибольшая доля (67%) приходится на внешние ИТ-услуги, услуги по ИТ-обучению персонала занимают 3%, а 30% - развитие внутренних ИТ-служб.

Объемы затрат государств на ИТ-услуги

Страна               $ млрд
1 США 293
2 Япония 87,5
3 Великобритания 82
4 Германия 43
5 Франция 32
6 Канада 19
7 Испания  15
8 Швеция 9
9 Китай 6
10 Индия 5
11 Россия 4
12 Израиль 1,6
13 Чехия  1,3

Источники: Gartner, IDC, 2008

В вопросах выбора между привлечением внешних подрядчиков и использованием внутренних ИТ-ресурсов заказчики так и не придерживаются единой позиции. Компании пытаются экспериментировать, меняя свои приоритеты на разных этапах развития бизнеса: в одни периоды предпочтение отдается ИТ-аутсорсингу, в другие – укреплению внутренних ИТ-служб.

ИТ-аутсорсинг ждут изменения

Кризис, начавшийся, казалось бы, совсем недавно, уже сегодня привел к заметным изменениям в характере реализации ИТ-проектов. ИТ-бюджеты урезаются, количество проектов сокращается. Актуальны в сегодняшней ситуации в первую очередь те проекты, которые позволяют продемонстрировать быстрый результат. На этом фоне компаниям необходимо провести ревизию бизнес-процессов и посмотреть, какие из них есть смысл передать сторонним подрядчикам.

Несмотря на то, что на конец 2007 – начало 2008 гг. наблюдалось увеличение темпов роста сектора (+27,9%, по данным Росстата), совершенно очевидно, что в 4 квартале текущего года в связи с развернувшимся мировым финансовым кризисом все непрофильные расходы компаний резко сократятся. Отрицательный эффект последнего квартала оценить пока сложно, поскольку в первые 9 месяцев экономика функционировала в нормальном режиме. Но уже сегодня ясно, что в 2009 рынок ИТ-услуг ожидает существенный спад.

По прогнозам CNews Analytics, можно ожидать развития событий по двум возможным сценариям. Сценарий спада предусматривает обвальное падение спроса на услуги интеграторов: у заказчиков средств будет хватать лишь на небольшие разовые внедрения, а планируемые до кризиса ИТ-проекты будут заморожены. Альтернативный сценарий - сохранения роста рынка ИТ-услуг - возможен в случае, если наиболее крупные компании решат довести до конца начатые в 2008 году проекты и продолжат их финансирование. Однако при этом рост будет весьма незначительным: «периферийная» часть экономики, вероятно, прекратит финансирования ИТ-проектов, а крупные предприятия даже при сохранении договорных обязательств будут пересматривать структуру затрат.  В то же время можно предположить, что в результате кризиса произойдет изменение структуры ИТ-затрат в пользу поддержки уже внедренных решений и созданной инфраструктуры. Вероятно снижение стоимости услуг, поскольку сокращение зарплат ИТ-специалистов продолжится. Заказчики будут искать возможность снижения издержек и  оптимизации расходов.

Вполне вероятно, что сегодняшняя ситуация в этом секторе может привести появлению новых видов сервисов и форматов их предоставления. В текущих экономических условиях рынок ИТ, вероятно, поменяет свой облик за счет технологий виртуализации и Web 2.0.

Рост спроса на виртуализацию ИТ-инфраструктуры Сергей Македонский, президент НП АСТРАназывает одним из основных драйверов развития рынка ИТ-аутсорсинга. По его мнению, виртуализация серверов и памяти способствует повышению гибкости компании и снижению стоимости управления. Однако виртуализация сопряжена с дополнительной сложностью и потенциально высокими расходами на ПО, а также с необходимостью использования новых ценовых метрик и схем. По его мнению, ключевым следствием виртуализации будет  являться активное развитие концепции SaaS. Другим новым трендом на рынке ИТ-аутсорсинга г-н Македонский считает заметный рост сегмента аутсорсинга ИТ-безопасности. Все большее число заказчиков осознают эффективность передачи контроля над ИБ внешним подрядчикам.

Говоря о проблемах, препятствующих активному развитию рынка аутсорсинга в России, г-н Македонский отмечает отсутствие самого понятия «аутсорсинг» в законодательстве РФ, отсутствие регламентированных методологий, индустриальных стандартов, проблемы ценообразования. «Кроме того, восприятие термина «аутсорсинг» крайне размыто: каждый понимает его по-своему, - считает он. – На рынке также отмечается взаимное недоверие заказчиков и поставщиков, нет страхования рисков аутсорсинговых контрактов, отсутствует координация усилий государства, бизнеса и заказчиков».

Генеральный директор консалтинговой группы ФТО Владимир Малах считает, что «мифы про ИТ-аутсорсинг», ранее вызывавшие недоверие заказчиков, сегодня уже потеряли актуальность. Например, опасения по поводу проблем с безопасностью информации, передаваемой сторонним подрядчикам, сегодня не имеют под собой оснований. Заказчики сами диктуют правила игры, зачастую устраивая аутсорсеру аудит с точки зрения информационной безопасности – и провайдер вынужден привести свои системы в соответствие с предъявляемыми требованиями. Другой миф - зависимость от внешнего подрядчика – тоже устарел. По мнению г-на Малаха, cменить аутсорсера сегодня гораздо проще, чем уволить собственную команду. «Тем не менее, кризис уже способствовал тому, что ИТ-директора предприятий начали избавляться от собственных команд сопровождения, - отметил он. – Но я считаю, что передавать на аутсорсинг следует только техническое сопровождение, а бизнес-экспертизу заказчику  необходимо оставлять у себя».

По мнению ИТ-директора компании «Лафарж Цемент» Михаила Платонова, аутсорсинг может быть эффективен при решении таких задач, как реализация стандартизованных типовых ИТ-сервисов (call-центры, поддержка стандартной инфраструктуры). К снижению затрат может привести использование услуги «внешних» ЦОДов – построение собственного центра обработки обходится довольно дорого. На аутсорсинг также выгодно передать разработку и тестирование ПО, что избавит компанию от необходимости содержать соответствующий отдел. Г-н Платонов отмечает, что в текущей экономической ситуации весьма выгодно поддерживать с помощью аутсорсеров программу кадрового администрирования. «Доступ собственных сотрудников к информации о зарплатах коллег – это просчет руководителя в плане информационной безопасности, - считает он. - Поэтому помощь внешних компаний здесь пришлась бы весьма к месту».

Кризис снизит цены?

По мнению г-на Платонова, до кризиса цена на аутсорсинг не всегда была адекватна ожиданиям заказчиков. Хотя можно было добиться снижения общих затрат при использовании услуг сторонних компаний (например, за счет отсутствия соцпакета, необходимости оплаты больничных и отпусков). Сегодня стоимость услуг внешних подрядчиков снизилась, однако для управления аутсорсером требуются большие усилия, чем для управления собственным персоналом, ведь внутренний персонал во времена «больших сокращений» лучше мотивирован.

ИТ-директор компании «Полюс Золото» Василий Долгов не видит повода в связи с кризисом отказываться от услуг внешних ИТ-подрядчиков. Он убежден, что вместо содержания низкоквалифицированного собственного персонала всегда выгодно использовать аутстафинг. Передавать ИТ-проекты на выполнение сторонним компаниям обычно тоже оказывается экономически эффективным. Браться самостоятельно следует только за реализацию тех проектов, которые не требуют дополнительного расширения штата и соответствуют квалификации персонала. В числе главных преимуществ ИТ-аутсорсинга г-н Долгов отмечает получение заказчиком сервиса гарантированного качества, оптимизацию издержек на ИТ-персонал, повышение прозрачности и прогнозируемость затрат на ИТ, выделение непрофильного бизнеса для повышения капитализации и кредитоспособности компании, а также сокращение сроков реализации ИТ-проектов.

По его мнению, нестабильная экономическая ситуация позволит системным интеграторам вывести свои услуги поддержки на требуемый уровень. «Системные интеграторы займутся сохранением профессиональных команд, и заказчики получат их услуги по другим ценам, - считает он. - Интеграторы уже снижают цены на услуги, а через полгода это будет заметно еще больше».

«Аутсорсинг не всегда оказывается эффективным, - возражает директор ИТ-департамента группы «Союз» Андрей Маликин. Например, мы столкнулись с ситуацией, когда сторонние ИТ-подрядчики, не зная особенностей торгового бизнеса компании, не успевали за нашими требованиями. В итоге в «Союзе» пришли к выводу, что аутсорсинг выгодно использовать лишь в ограниченном количестве направлений, выявлением которых занялся созданный в компании аналитический центр по отработке бизнес-процессов применительно к ИТ». Одним из направлений, отданных в «Союзе» на откуп сторонним компаниям, стал аутсорсинг инфраструктуры.

Ответ на вопрос о том, что выгоднее в условиях кризиса: передавать ИТ-процессы внешним подрядчикам или пользоваться услугами собственного ИТ-отдела зависит от ряда факторов, доминирующих в каждой отдельной компании. В числе этих факторов – наличие/отсутствие высококвалифицированного ИТ-отдела, возможность выделения ИТ-направлений, передача которых внешним подрядчикам не окажет негативного влияния на бизнес компании.

Одним из главных факторов риска для компаний-заказчиков при взаимодействии с аутсорсером является изменение условий собственного бизнеса, которое может привести к необходимости пересмотра качественных и ценовых условий контракта с внешним подрядчиком. К такому повороту событий аутсорсеры могут оказаться не готовыми, соответственно, заказчик рискует остаться без поддержки переданных на аутсорсинг процессов. В то же время, большинство экспертов убеждено в том, что о «несговорчивости» аутсорсеров во время кризиса можно будет забыть: в условиях повсеместного снижения затрат ИТ-компании, спасая свой бизнес, будут хвататься за любую возможность предложить свои услуги. Поэтому участники рынка ожидают, что кризис поможет превратить рынок аутсорсинга в более подвижный и динамичный – в первую очередь за счет того, что провайдеры перестанут относиться к аутсорсинговым проектам как к высокомаржинальным.

Элеонора Ершова/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS