Обзор подготовлен

версия для печати
Третий год в условиях саморегулирования: что ждёт ИТ-компании?

Третий год в условиях саморегулирования: что ждёт ИТ-компании?

В отличие от классического промышленно-гражданского строительства, деятельность ИТ-компаний, в частности системных интеграторов, подлежит саморегулированию только частично. Для некоторых проектных и строительно-монтажных работ инфокоммуникационного профиля требуется получение свидетельства о допуске СРО, а для некоторых нет. Тем не менее, число работ, на которые ИТ-компаниям необходимо получать разрешение от саморегулируемой организации становится все больше и больше. По прогнозам экспертов, третий год в условиях саморегулирования может стать годом значительных перемен в этой области.

Чехарда изменений

Один из основных, базовых нормативных документов, которыми руководствуются как сами СРО, так и компании, получающие допуск – Приказ Минрегиона РФ №624. Данный документ включает перечень видов работ, для выполнения которых компаниям необходимо получать свидетельства о допуске и, соответственно, вступать в СРО. За два года перечень работ несколько раз корректировался, дополнялся, а также полностью переписывался с изменением названий видов работ. В свою очередь для компаний это означало очередную замену устаревшего свидетельства, а для некоторых – выход из СРО или вступление.

Например, ранее многие ИТ-компании, получив свидетельство, через несколько месяцев начинали выходить из СРО в связи с исключением с 1 июля 2010 года некоторых работ из перечня, а точнее по причине введения послаблений (появление в перечне астерисков – знаков «*») для объектов, не относящихся к особо опасным. При выходе, компаниям, при выполнении ряда условий, предоставлялась возможность вернуть свой взнос в компенсационный фонд, но воспользовались этой возможностью лишь единицы. Оставшиеся в СРО компании должны были переоформлять документы на получение новых свидетельств, поскольку старые с начала 2011 года становились недействительными.

После появления 207-го Постановления Правительства (о минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства) все саморегулируемые организации обязаны были поменять внутренние регламенты и предоставить решения общих собраний по данному вопросу  в Ростехнадзор. Вот тут и началось самое интересное. В 2011 году Ростехнадзор пропустил без замечаний примерно одну пятую уведомлений  от СРО, перекрыв остальным нескольким сотням партнерств «кислород» соответствующими записями в государственном реестре. Пошла цепная реакция: заказчики по этой причине стали «тормозить» договорные отношения, задерживать оплаты по этапам работ, требовать официальных разъяснений. СРО в свою очередь начали атаковать Ростехнадзор письмами, подключать к жалобам национальные объединения строителей и проектировщиков, обращаться в суды. Обиднее всего было в ситуации, когда совершенно идентичные по смыслу документы от одной СРО пропускались Ростехнадзором, а от другой - заворачивались. Некоторые СРО брали Ростехнадзор измором, посылая раз за разом один и тот же комплект документов с промежутком в 10 дней. Регулятор был неприступен, шел навстречу очень неохотно и в очередной раз продемонстрировал всем, кто в доме хозяин. До сих пор эта проблема еще окончательно не решена в большом числе саморегулируемых организаций.

Новые «ИТ-инициативы»

В настоящее время для ИТ-компаний ситуация осложняется новыми законодательными инициативами, направленными непосредственно на усиление регулирования профильных для интеграторов видов деятельности, а значит  появлением дополнительных затрат – многим из тех, кто вышел, придется заново вступать в СРО и платить взносы.

В числе таких инициатив, начатых в 2011 и ожидаемых к исполнению в текущем году – внесение очередных изменений в Приказ Минрегиона РФ №624, который в настоящее время находится на согласовании в Минюсте. Согласно нему, расширяется перечень проектных, монтажных и пусконаладочных работ телекоммуникационного профиля, в том числе внутри зданий и сооружений. Кроме того, теперь уже исключаются астериски (знаки «*») для видов работ телекоммуникационного и электротехнического профиля. Инициатором данных изменений выступило Минкомсвязи.

Как указано в пояснительной записке к проекту приказа, «работы в области проектирования и строительства на объектах капитального строительства в области связи и информации, влияющие на их безопасность, должны осуществляться компетентными организациями, допущенными к указанным работам, отвечающими современным требованиям, после проверки саморегулируемыми организациями на соответствие установленным требованиям». А несоблюдение данных условий создает значительные и неприемлемые риски, наносят вред экономике РФ, жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

Андрей Давидюк, председатель правления ИТ-СРО «Ярд» комментирует: «Возникает двоякая ситуация. С одной стороны, действительно, некоторые виды работ при некачественном выполнении могут создавать риски и причинить вред. Поэтому должны подлежать саморегулированию. Однако, для небольших ИТ-компаний из-за дополнительных затрат на получение свидетельства (взносы в СРО, приём на работу квалифицированных специалистов и их обучение, страхование ГО) это может оказаться неподъёмной ношей и приведёт к невозможности участвовать в конкурсах и выполнять законно ряд профильных работ. Такие нововведения должны внедряться с учётом особенностей отрасли. Например, при расширении перечня, необходимо на законодательном уровне предусмотреть уменьшение взноса в компенсационный фонд для компаний, создающих телекоммуникационные или электротехнические  системы».  

Пожарное саморегулирование

Также нельзя упускать из рассмотрения возможность введения саморегулирования в области пожарной безопасности. Соответствующий законопроект находится в ГосДуме с 2009 года. Летом 2010 он был принят в первом чтении и отправлен на доработку. В процессе подготовки к обсуждению данного документа столкнулись между собой его инициаторы и противники, но поскольку силы оказались примерно равными, законопроект не принимают и не убирают из рассмотрения. С выходом 99-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности, куда были включены работы в области пожарной безопасности, эксперты предрекали «быструю смерть» законопроекта. Однако этого не произошло. Очередное рассмотрение законопроекта об отмене лицензирования и о введении саморегулирования в области пожарной безопасности намечено на июль 2012 года. Многие системные интеграторы выполняют работы по установке пожарной сигнализации, поэтому эти нововведения их обязательно затронут.

Александр Любинский, генеральный директор ИТ-СРО «Ярд» комментирует ситуацию следующим образом: «Примерно полгода назад 99-ФЗ вступил в законную силу, по которому МЧС должно выдавать бессрочные лицензии нового образца. Раньше, по истечению срока действия лицензии,   для ее продления организация предоставляла в разрешительные органы новый пакет документов, в этот момент  у регулятора была возможность осуществлять входной контроль исполнения требований. Если раньше все приезжали к чиновнику, то теперь чиновник для того, чтобы проконтролировать организацию должен сам инициировать процесс проверки и при необходимости «напрашиваться в гости» к директору проверяемой организации, оформляя командировку и тратя на это несколько дней. В этой ситуации придется либо очень сильно раздуть бюджет и штат чиновников, либо пустить процесс контроля качества на самотек. Таким образом, возврат к парадигме, когда функции контроля перекладываются с государства на саморегулируемые организации, неизбежен. Поэтому нами уже создано новое партнёрство, которое находится в «горячем резерве» и получит статус саморегулируемой организации в области пожарной безопасности, как только ГосДума примет соответствующий законопроект в окончательной редакции».

Диверсификация бизнеса ИТ-компаний

Крупные системные интеграторы все чаще при реализации проектов «под ключ», выполняют, в том числе, и несвойственные им «строительные» виды работ. В минувшем году число ИТ-компаний, подавших заявление о включении таких видов работ в свидетельство о допуске, значительно возросло. В качестве примера, приведем результаты, полученные путем систематизации данных из реестра членов  проектной ИТ-СРО «Ярд».

Условно все виды работ из перечня Приказа №624 были разделены на 3 группы. Классические строительные работы составляют почти треть - 27% от всех выполняемых работ системными интеграторами по свидетельствам СРО. Наиболее популярные работы - подготовка конструктивных решений зданий и сооружений.

Распределение деятельности ИТ-компаний по заявленным видам работ

Виды работ Соотношение ко всем видам работ
Типичные ИТ-работы 38%
Близкие к ИТ работы 35%
Строительные работы 27%

Типичные для ИТ-компаний работы составляют 38%. Этот «раздел» работ составляет проектирование внутренних и внешних инженерных систем и сетей, подготовка проектов проведения слаботочных работ. После вступления модернизированного Приказа №624, следует ожидать значительного увеличения этого показателя.

Работы, близкие к профилю деятельности ИТ-компаний, занимают 35% перечня работ в свидетельствах членов СРО.

Затраты на участие в СРО

По расчетам в 2010 году, в среднем, суммарные затраты ИТ-компании (где в штате присутствуют более 10 квалифицированных специалистов, заявленных на те или иные виды работ) на членство в СРО в среднем в год могут составить более 1 миллиона рублей. По-прежнему  для участия в СРО компании должны предусмотреть следующие статьи расходов: единовременные взносы (вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд), регулярные членские взносы, а в некоторых СРО – ещё и целевые взносы, ежегодное страхование гражданской ответственности, повышение раз в 5 лет квалификации сотрудников, содержание в штате организации ответственного сотрудника, взаимодействующего со СРО, плюс косвенные расходы.

Сейчас во многих СРО наблюдается отток членов, превышающий вступление новых компаний. В 2011 году большая часть СРО «утратила» по усредненным данным от 3 до 10% своих членов.

Часть организаций вышли из СРО в связи с исключением выполняемых ими работ из перечня, определенного Минрегионом. Ряд компаний из-за нестабильного финансового положения не могут обеспечить выполнение всех требований СРО, сопряженных с вышеперечисленными затратами. Другим Свидетельство действительно может понадобиться один-два раза в год, при этом доходы от работ, на выполнение которых необходимо наличие Свидетельства, меньше или соизмеримы с затратами на его поддержку. Таким образом, преимущественно небольшие компании отсеиваются из членов СРО и, как правило, постепенно уходят с рынка. В свою очередь СРО, в связи с уменьшением численности, будут вынуждены поднимать членские взносы.

Интересный факт, самой большой суммой из взносов при вступлении в СРО является взнос в компенсационный фонд, – и эти деньги неприкосновенны для самих СРО. Суммарно более 60 млрд. рублей по стране, выведенных из оборота компаний, просто осели на депозитах в коммерческих банках и работают на собственный прирост. Примеров выплат средств на  покрытие ущерба из компенсационных фондов СРО по решению суда за два с половиной года мы пока еще не знаем. Возможно, в ближайшее время в практике СРО появятся прецеденты, когда взносы в компенсационный фонд будут заменены коллективным страхованием.

Можно ли сэкономить, вступая в «коммерческие» СРО?

Как было отмечено ранее, в большинстве СРО число вступающих компаний резко сократилось. Но есть и такие СРО, в которые еженедельно вступают по несколько десятков компаний. В профессиональном сообществе уже выделяют около 10 СРО, которые по всем признакам можно отнести к «коммерческим». В таких СРО существенно занижены требования к членам, даются различные поблажки, включая рассрочки по внесению взносов в компенсационный фонд, не требуется комплект бумажных документов. Все эти «морковки для осликов» являются незаконными, и деятельность таких СРО также при проверках признается незаконной. Следовательно, выданные ими свидетельства о допуске недействительны, а соответствующая деятельность организации за период действия свидетельства является незаконным предпринимательствам, а все полученные от нее доходы должны изыматься в пользу государства. Вот чем грозит погоня за дешевизною.

В начале 2011 года активно начала обсуждаться проблема коммерциализации в саморегулировании. Обозначены критерии определения недобросовестных СРО. А уже во второй половине года начались активные действия по борьбе с такими организациями. Наметились продвижения, начались судебные процессы. Есть случаи наложения ареста на все счета СРО.

В стремлении сэкономить некоторые компании (а таких компаний по самым скромным оценкам насчитывается несколько тысяч) вступали в подобные недобросовестные СРО. Однако сейчас поговорка «скупой платит дважды» начинает работать на практике. После лишения недобросовестной организации статуса СРО, все выданные  свидетельства станут недействительными. Кампаниям-членам такого объединения придется заново вступать в другую СРО и вновь оплачивать все виды взносов.

В целом в области саморегулирования, 2011 год стал годом начала борьбы с коммерческими СРО и установки более высоких требований как для СРО, так для компаний в них входящих. В 2012 году активность в этих двух направлениях будет нарастать, а участники рынка станут свидетелями  внесения новых предложений и появления новых инициатив. Государство будет продолжать поддерживать процессы перехода к саморегулированию в самых разных отраслях российской экономики.

Ирина Малахова

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS