версия для печати
На рынке цифровых гаджетов борются за доставку контента

На рынке цифровых гаджетов борются за доставку контента

В 2010 году российский рынок цифровых гаджетов превысил докризисные показатели. Этому поспособствовали экономическая стабилизация и оживление кредитования. Одной из тенденций рынка является борьба за право предоставлять пользователю контент между различными сегментами: ридерами и «таблетками», «таблетками» и плеерами, коммуникаторами и PND/WID. и т.д. Скорее всего, победит «золотая середина», поскольку современный пользователь предпочитает иметь комплект цифровых гаджетов. Другой тенденцией стал выход азиатских производителей в открывшиеся сегменты «таблеток» и смартфонов.

По данным SmartMarketing, объем рынка цифровых гаджетов в 2010 году оценивался в 5 905 тыс. шт. Сюда входят коммуникаторы и смартфоны (2 615 тыс.), устройства для чтения электронных книг (539 тыс.), средства потребительской навигации (2 599 тыс.), планшетные компьютеры (152 тыс.). По ряду оценок, в 2010 году в России было продано свыше 4 млн цифровых фотокамер. Средний чек на единицу портативной электроники, по данным компании «Евросеть», составил 6300-6500 рублей.

Войны за контент

По мнению Светланы Завьяловой, аналитика Smartmarketing, главной контентной площадкой ридеров в России являются пиратские сайты. Проекты, которые пытаются продавать легальные книги, пока можно пересчитать по пальцам, и суперуспешных среди них не наблюдается. Исключением становятся разве что собственные магазины вендоров, но здесь вряд ли можно говорить об успехе магазина самого по себе, поскольку вендор в этом случае первичен.

Робкие ростки цивилизованного рынка контента не могут соревноваться с мощными книжно-пиратскими ресурсами. При этом не всегда сам покупатель является пиратом. Существует сектор, который можно назвать «пиратский OEM, - говорит Светлана Завьялова, - когда продавец «загружает» на ридер «всю библиотеку интернета», поскольку для этого хватает памяти. Достоверно оценить объем этого сектора, по ее словам, вряд ли возможно, он сопряжен с услугами по взлому «прошивок» ридеров, официально не имеющих русификации (Sony, Amazon): «Сегодня существуют целые сайты, посвященные «взлому» и скачиванию коллекций, также немало и торрент-трекеров. Проблема усугубляется по мере увеличения числа игроков, как вендоров, так и реселлеров, ориентированных на «быстрые деньги».

Планшеты растут на эффекте iPad

В 2010 году сегмент планшетных устройств получил мощный импульс к развитию, и, по оценкам экспертов, этой динамики хватит еще на несколько лет. Так, аналитики Gartner зафиксировали изменение в потребительском поведении - смещение интереса к инновационным гаджетам, к которым относятся новые модели смартфонов и мультимедийные планшеты. Аналитики полагают, что покупатели в развивающихся регионах, у которых пока нет персонального компьютера, могут отказаться от его покупки в пользу планшета, возможности которого со временем будут приближаться к возможностям ПК, тогда как удобство потребления контента и общения в социальных сетях в планшете на голову выше уже сейчас. Ожидается, что в 2014 г. планшеты «съедят» 10% рынка ПК в количественном выражении (аналитики пока не относят планшеты к персональным компьютерам).

С одной стороны, весь 2010 год прошел под знаком iPad. С другой, по словам Светланы Завьяловой, информационного шума явно было больше, чем продаж. «Это говорит о том, что реальной потребности у большинства пользователей в планшетах все-таки нет. Шумиха и мода на новую игрушку сказываются на активности покупателей, но после покупки многие не особенно активно используют планшет», - считает спикер. Косвенно это подтверждается статистикой вторичного рынка. По оценкам SmartMarketing, примерно 20% устройств прошли через всевозможные сетевые барахолки, аукционы, форумы продаж и др. Но при этом, конечно, необходимо учитывать специфичную в отношении российского рынка политику Apple.

Под конец 2010 года активизировались вендоры, создающие устройства на базе Android.  Поначалу они взяли хороший старт, была выпущена масса дешевых моделей. Но к середине 2011 года, по оценкам SmartMarketing, стало заметно, что сейчас приоритетна задача не объемов, но увеличения цены, и, как следствие, маржи.

«Google начал менять свою политику в отношении Android на планшетах, пытаясь продвинуть Chrome OS и закрыв доступ к исходным текстам Android 3.0, - отмечает Светлана Завьялова. - Это привело к снижению числа «китайских» планшетов, продаваемых под разными марками. В то же время, и iPad 2 не преподнес каких-то особенных сюрпризов, оказавшись легким рестайлингом первой модели. Зато после его выпуска снизилась цена на первый iPad». Таким образом, можно говорить, что к середине 2011 года рынок пребывает в некотором смятении, а исход конкуренции далеко не очевиден.

Продажи плееров

Сегмент плееров неожиданно остался достаточно стабильным. WID «откусили» от рынка плееров изрядную часть в 2006-2007 гг., после чего плееры ушли в нишу «для тех, кто любит хороший звук». При этом сама ниша по объемам не сказать, чтобы сильно меньше, чем четыре-шесть лет назад.

«Тогда рынок в целом был еще не очень развит, сегодня он нишевый, но объемы продаж сопоставимы, - комментирует Светлана Завьялова. - Плюс существующей ситуации в том, что с уходом в нишу прекратилась ценовая конкуренция, производители имеют достаточно приличную маржу чем, судя по их действиям, и довольны».

Главная интрига мобильного мультимедиа сегодня, скорее, в том, когда планшеты и WID «доедят» нишу видеоплееров. В отличие от музыки, с видео ситуация иная, там уйти в нишу высококлассных устройств сложнее. К тому же, коммуникационные возможности планшетов и WID позволяют оперативно загружать и просматривать сетевой контент. А мультимедиаплееры высокого класса давно уже сливаются с планшетами. В качестве примера можно привести продукцию компании Archos (пусть эта марка сегодня практически утратила свои позиции под напором «азиатских тигров» и iPad).

Автонавигаторы и цифровые фотоаппараты сохранили спрос

По оценкам экспертов, спрос на автонавигаторы при растущем рынке смартфонов и коммуникаторов сохранится. «Как мы неоднократно отмечали, на мобильном рынке чаще действует логика «И», а не «ИЛИ»: в кармане у покупателя может быть телефон, в сумке ридер, в машине – навигатор, - комментирует Светлана Завьялова. -  В реальной жизни устройства не столько «съедают» друг друга, сколько продвигают. Сразу комплект покупается достаточно редко, обычно устройства приобретаются вразнобой, и каждая новая модель повышает планку требований. Плеер позволяет загрузить гигабайт, а телефон два. Значит, следующий плеер надо покупать на 8, а лучше, на 16 Гб».

По данным IDC, мировой рынок цифровых фотоаппаратов вырос на 10%, составив 141 млн. единиц готовой продукции. Росту способствовал выпуск новых моделей и экономический подъем на растущих рынках.  Лидером рынка 2010 года остается компания Canon с долей 19%. Доля Sony в 2010 году выросла с 16,9 до 17,9%, а Nikon - с 11,1% до 12,6%. Четвертое место занимает Samsung, чья доля увеличилась с 10,9 до 11,1%. Доли ряда других компаний (Olympus,  Kodak , Fujifilm Holdings, Casio Computer, Pentax) наоборот, сократились.  По мнению аналитиков, успех Samsung и Sony объясняется выходом на рынок беззеркальных камер со сменными объективами. Отметим также, что в начале 2010 года на рынке появились фотоаппараты с модулем GPS от Samsung, Sony, Panasonic и Casio.  

Структура мирового рынка цифровых фотоаппаратов

Производитель 2010 год (%) 2009 год (%)
Canon 19.0 19.0
Sony 17.9 16.9
Nikon 12.6 11.1
Samsung 11.1 10.9
Kodak 7.4 8.8
Panasonic 7.6 7.6
Olympus 6.1 6.2
Fuji 4.9 5.4
Casio 4.0 4.7
Pentax 1.5 1.7
Vivitar 1.2 0.7
Другие 6.7 7.0

Источник: IDC, 2010

Что касается российского рынка, то по оценкам компании «Евросеть», продажи цифровых фотоаппаратов за 9 месяцев 2010 года составили практически 3 млн. шт., что на 40,6% выше аналогичного показателя 2009 года. Это позволяет говорить о восстановлении сегмента и даже некотором росте относительно докризисного 2008 года. Средняя цена проданного за три квартала 2010 в рознице цифрового аппарата составляет около 7 000 руб., что на 4% меньше аналогичного периода в 2009 году.

Алексей Писарев


Стань другом

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS