Статья

Беспроводной доступ жаждет мобильности

Телеком Интернет WiFi Беспроводная связь

Одна из основных мировых тенденций развития беспроводного доступа – смещение акцентов от стационарности к мобильности – рано или поздно должна проявиться и в России. На прошедшем недавно организованном CNews круглом столе "Беспроводные технологии в России" представители операторов, сетевых интеграторов, ассоциаций, производителей оборудования и другие участники рынка представили свое видение проблем и перспектив развития этого сегмента телекоммуникационного рынка.

Андрей Иванов: В России HSPA и WiMAX находятся в равных условиях

На вопросы CNews ответил Андрей Иванов, руководитель авторизованного сервисного центра Алварион компании "Седиком".

CNews: Какие бы вы могли отметить основные тенденции на российском рынке беспроводной связи?

Андрей Иванов: На российском рынке беспроводной связи все заметнее становится тенденция к укреплению бизнеса, время небольших региональных компаний проходит.

Операторы увеличивают зоны покрытия двумя основными способами: за счет строительства новых сетей или покупки региональных операторов широкополосного доступа. Правда, стоит заметить, что в последнее время второй способ используется все реже.

CNews: Каково, на ваш взгляд, место беспроводных технологий Wi-Fi и WiMAX в России в свете предстоящего развития сотовых сетей следующих поколений – WCDMA (UMTS), HSxPA и др.?

Андрей Иванов: На данный момент в России сложилось парадоксальная ситуация. В то время как во всем мире технологии UMST, HSPA широко эксплуатируются, в нашей стране HSPA только переходит из стадии пилотных проектов на этап коммерческого использования, правда, пока лишь с зонтичным покрытием. WiMAX, напротив, эксплуатируется в России с 2005 года. В различных регионах страны фиксированные сети на основе WiMAX строят "Старт-Телеком", "Комстар-ОТС", "Престиж-Интернет", "Медиа-Сети", "Синтерра" и многие другие. Если за рубежом HSPA имеет некоторое преимущество над WiMAX ,то в России можно сказать, что они находятся в равных условиях с точки зрения времени разворачивания сети мобильного WiMAX и замены и/или дополнения некоторых частей инфраструктуры GSM сетей с целью перехода на технологию HSPA. Кроме этого, WiMAX, впрочем, как и HSPA, прошла уже несколько этапов эволюций и на данный момент обеспечивает пропускную способность до 16,8 Мбит/с при ширине канала 5 МГц и хандовер без потери соединения, что подтверждается испытаниями BreezeMAX 4Motion (Alvarion) на пилотных зонах в Москве. HSPA 10-ой категории обеспечивает максимальную теоретическую скорость передачи данных по стандарту 14,4 Мбит/сек., практическая достижимая скорость в существующих сетях - около 3-5 Мбит/сек.

WiMAX предусматривает в стандарте поддержку QoS и, как следствие, имеет широкие возможности при предоставлении услуг VoIP и передачи видео в реальном времени, поэтому конкуренция с технологией HSPA, и даже, как не странно, с GSM, неизбежна. Все это отразится на тарифной политике операторов при предоставлении мобильного доступа в интернет и голосовых услуг связи.

В конечном итоге, какое место займет технология WiMAX, а какое HSPA будет решать абонент – потребитель конечной услуги. Обе технологии способны сосуществовать и каждая из них займет свою нишу.

CNews: Какие решения для беспроводной связи вы считаете самыми перспективными для нашей страны и почему?

Андрей Иванов: Мобильный WiMAX позволяет пользователям сделать широкополосные соединения мобильными или мобильные сервисы широкополосными. Это слияние широкополосности и мобильности означает, что пользователи смогут теперь "мобилизоваться" с использованием персональных широкополосных сервисов, что увеличит их производительность и существенно изменит образ жизни.

4Motion от Alvarion предоставляет собой полное исполнение технологии мобильного WiMAX. 4Motion - полнофункциональное от начала до конца решение мобильного WiMAX - предлагает новые дополнительные персональные широкополосные сервисы для деловых и личных ситуаций. Позволяя корпоративным пользователям улучшать производительность своих служащих и усиливая отношения со своими собственными клиентами, сервис-провайдеры могут получать дополнительные доходы при увеличении лояльности подписчиков. Лучший пользовательский опыт и более привлекательные сервисы выливаются в итоге в более интенсивное использование и повышение доходов сервис-провайдера в среднем на пользователя.