[an error occurred while processing this directive]

Обозрение подготовлено

версия для печати
На российском ERP-фронте почти без перемен

На российском ERP-фронте почти без перемен

Похоже, что отголоски западных тенденций — таких, как растущая роль SOA или начало предоставления систем «по требованию», докатятся до российского рынка ERP не раньше чем через год-два. Что неудивительно: так происходит со многими ИТ-трендами. Пока что же развитие отечественного сектора происходило без особых перемен.

Говоря об изменениях на российском рынке ERP за последний год, собеседники CNews подчеркивают, что перемены не были кардинальными, и, в целом, серьезно не сказались на объемах продаж. Впрочем, какие-то тенденции 2007 года, вероятно, окажут существенное влияние на развитие отечественного ERP-рынка в дальнейшем.

Мировые ERP-вендоры по-прежнему декларируют свои намерения повысить активность на российском рынке. Ведь темпы роста отечественной экономики в настоящее время превышают аналогичные показатели США и стран Западной Европы. Одним из примеров серьезности намерений стало заявление Хеннинга Кагерманна, CEO компании SAP, о том, что вендор рассматривает возможность создания в России собственного центра разработки ПО, ориентированного на отечественных клиентов. По его словам, разработка бизнес-приложений, как и их дистрибуция, должна быть приближена к клиентам и осуществляться там, где можно рассчитывать на привлечение нового поколения инженеров. Правда, центр, видимо, будет открыт лишь в течение ближайших 2-3 лет.

Внимание «новичков»

В числе наиболее заметных изменений игроки отмечают, пожалуй, лишь повышенный интерес «новых» отраслей — в частности, энергетики и ЖКХ — к подобным решениям. Причем — подкрепленный реальными проектами в этой отрасли. Владимир Ястрежембский, руководитель направления SAP компании «Verysell Проекты», к примеру, в беседе с CNews выделил как наиболее значимые — по стоимости и сложности — именно проекты в энергетике, а также в строительном секторе, тоже новом ERP-рынке в России.

Мнение игроков рынка подтверждают и аналитики. По данным IDC, ведущей отраслью российского рынка ИСУП в 2006 году оставалось непрерывное производство. Другим значимым отраслевым сегментом-потребителем ИСУП стала энергетика - реструктуризация отрасли способствовала росту спроса на решения в области автоматизации бизнеса среди вновь сформированных независимых энергетических компаний. Далее следовали дискретное производство, связь, розничная торговля и транспорт.

Распределение доходов от продаж и поддержки ИСУП в различных отраслях

Распределение доходов от продаж и поддержки ИСУП в различных отраслях

Источник: IDC, 2007

В IDC отмечают, что затраты на ИСУП в секторах бизнес-услуг и розничной торговли будут в ближайшие годы перегонять темпы роста рынка в целом. Опережающими темпами будут увеличиваться и затраты в секторах финансов, страхования и энергетики. Наиболее динамично будет расти потребление ИСУП в госсекторе, считают аналитики.

Вице-президент GMCS Екатерина Воропаева отмечаетувеличение количества требований, связанных с функциональностью и качеством проектов. Кроме того, по ее мнению, наметилась тенденция к серьезной подготовке заказчика к интеграционным проектам, предполагающим проведение масштабных работ по комплексу задач.

Директор департамента бизнес-архитектуры корпоративных информационных систем компании ISG Андрей Кузьмин констатирует насыщение рынка за последние годы традиционными решениями (финансы, логистика, сбыт). «Учетные функции уже автоматизированы, и наступил период осознания того, что информация, накопленная в работающей ERP-системе, тоже является стратегическим ресурсом предприятия», — добавляет г-н Кузьмин.  По его словам, в течение последнего года «активоемкие» предприятия пришли к пониманию необходимости внедрения комплексных систем управления активами (ЕАМ) — как отдельных решений, так и модулей в составе ERP-системы. Кроме того, наблюдался устойчивый рост интереса к построению аналитических систем (BI) и к использованию полученной аналитики для принятия управленческих решений. 

Говоря об изменении в спросе на ERP-решения со стороны вертикальных рынков, в качестве главного тренда года г-н Кузьмин отмечает произошедший перелом в ритейле. По его словам, количество внедрений «тяжелых» ERP-систем здесь перевалило за 20 и продолжает расти.

Прорыв СМБ

Другой явный тренд года — поворот ERP-вендоров и рынка СМБ друг к другу. Опять-таки, не просто декларируемый, а подкрепленный ростом доли ERP-проектов у таких заказчиков. За средний рынок сегодня бьются и игроки, ранее ориентировавшиеся на небольшие компании, и ведущие мировые вендоры. Что вполне объяснимо: рынок крупных предприятий имеет определенные границы, и западные разработчики, если и не приблизились к ним вплотную, то уже находятся недалеко. Именно поэтому сейчас многие из них предлагают специализированные ERP-решения для средних предприятий — так называемые лайт-версии своих «тяжелых» продуктов. Некоторые собеседники CNews отмечают рост интереса ключевых поставщиков ERP-систем к предприятиям СМБ в качестве основной рыночной тенденции года.

«Если раньше этот интерес был некоей наметившейся тенденцией, то теперь можно говорить о нем как о сложившейся ситуации, — считает заместитель генерального директора «Инлайн Груп Центр» Валерий Пивоваров. — Причем интерес растет обоюдно: игроки СМБ-сегмента также демонстрируют высокий спрос на подобные решения». По его словам, пик интереса крупных заказчиков к ERP-системам уже прошел, этим и объясняется поворот поставщиков в сторону СМБ. Современные проекты, реализуемые крупными заказчиками, направлены в основном на создание комплексных информационных систем, в основе которых лежит интеграция различных подсистем, в том числе и ERP. В то же время г-н Пивоваров отмечает, что для большинства предприятий СМБ ERP пока остается дорогим удовольствием. Многие по-прежнему довольствуются лоскутной автоматизацией, решая в основном учетные задачи. 

Сергей Осипов, руководитель отдела по работе с партнерами по направлению Microsoft Dynamics, также убежден, что сегодня спрос на ERP-решения все больше характерен для предприятий среднего сегмента. В условиях ограниченных финансовых и человеческих ресурсов компании стараются максимально точно просчитать, какую отдачу получат от внедрения системы класса ERP. «Рост числа клиентов в сегменте среднего бизнеса обусловлен не только определенным уровнем развития самих предприятий и уровнем осознания целесообразности внедрения современных информационных систем управления, но и адекватным предложением со стороны разработчиков, — отмечает г-н Осипов. — Сегодня ИТ-компании предлагают предприятиям не только высокотехнологичные гибкие программные продукты с удобным и привычным интерфейсом, но и множество вертикальных решений, в которых максимально учтена специфика бизнес-процессов отрасли. Это позволяет быстро внедрять такие решения и существенно сокращать расходы на ИТ».

По мнению г-на Пивоварова, несмотря на то, что не всем заказчикам ERP пока по карману, ключевые поставщики сейчас достаточно гибко формируют свои ценовые предложения — с тем, чтобы получить клиентов в определенной отраслевой нише. В связи с этим интеграторы в дальнейшем будут вынуждены стать более технологичными. «Чтобы работать со средним рынком, интеграторам потребуется поставить проекты на поток, реализовывать их в более короткие сроки, — считает он. — За счет этого цена проекта может быть ниже. Примером такого подхода могут быть внедрения пакетированных решений SAP».

«Адресная аудитория» ERP-проектов существенно отличается в зависимости от способов оценки. «Если судить по стоимости ERP-проектов, то крупные проекты составляют 50-70% рынка, — полагает Владимир Ястрежембский. — Однако по количеству внедрений СМБ лидируют, 70-80% проектов приходится именно на этот рынок».

СМБ оценивает проекты по внедрению Oracle и SAP

СМБ оценивает проекты по внедрению Oracle и SAP

Источник: Nucleus Research, 2007

В то же время, не все игроки рынка, столь оптимистично оценивают долю среднего и малого бизнеса на российском рынке ERP. Андрей Кузьмин находит справедливым утверждение о том, что спрос на ERP-проекты демонстрируют в основном крупные заказчики, хотя есть и множество обратных примеров. «Здесь стоит отметить, что структура ценообразования крупных ERP-«внедренцев» не предполагает участия в небольших проектах — они им не выгодны, — говорит г-н Кузьмин. — Таким образом, пока существуют крупные заказчики, которые могут позволить себе тратить крупные бюджеты на «грандов» рынка, будет наблюдаться перекос: клиенты «помельче» даже при желании начать ERP-проект часто не находят адекватного предложения на рынке крупных интеграторов».

По его мнению, эта ниша отчасти заполняется небольшими (или региональными) компаниями, либо «фрилансерами», число которых за последний год выросло в разы. «Я знаю много квалифицированных консультантов, которые работали у «вендоров» и в течение последнего года  ушли на «вольные хлеба»», — отмечает г-н Кузьмин. Он предполагает, что в ближайшее время должна произойти коррекция рынка, при которой крупные компании «повернутся лицом» к небольшим проектам, и тогда можно будет наблюдать реальный рост в сегменте СМБ.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS