ИТ в здравоохранении на Западе: есть, к чему стремиться

ИТ в здравоохранении на Западе: есть, к чему стремиться

Телемедицинские консультации, устройства оперативного наблюдения за состоянием здоровья больного, моментальная запись на прием и онлайн передача всех необходимых данных о пациенте специалисту, автоматизированный подбор необходимых для лечения препаратов – все эти решения уже получили практическое применение.

Благодаря партнерству ведущих ИТ-компаний с крупнейшими медицинскими центрами мира информационные технологии быстрыми темпами внедряются в сферу здравоохранения. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня уже представляет собой реальность и активно применяется для диагностики и лечения самых тяжелых заболеваний. Появился даже термин – «электронное здравоохранение».

История болезни пациента теперь не хранится на бумажном носителе, а в электронном виде находится на сервере медицинского центра. Чтобы записаться на прием к врачу, больше не требуется ехать в медучреждение, а достаточно зайти на его сайт и в режиме on-line сделать заявку на посещение нужного специалиста.

Учебники и справочники по медицине также перекочевали с бумажных страниц на серверы медицинских университетов, благодаря чему врачи разного профиля получили быстрый и удобный доступ к любой информации.

Телемедицина: история вопроса

Наиболее быстрыми темпами развивается телемедицина. Первая система, использующая телевидение в интересах здравоохранения, была разработана для американской армии в конце прошлого века. В ее создании участвовали агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency или Агентство передовых оборонных исследовательских проектов), а также два военных медицинских центра - Армейский медицинский центр имени Брука в Техасе (Brooke Army Medical Center (BAMC) и Армейский медицинский центр имени Уолтера Рида (Walter Reed Army Medical Center (WRAMC) в Вашингтоне.

Первоначально телемедицинская система предназначалась для полевых госпиталей, развернутых американскими военными в Сомали и Хорватии. Телевизионная камера по скоростному каналу через военный спутник связи передавала изображение врачу-консультанту. Находясь в армейском медицинском центре, врач-консультант мог следить за проведением операции на одном большом экране либо на двух маленьких (размещенных как стереоскопические очки) и через канал спутниковой связи консультировать хирурга в полевом госпитале.

В 90-е годы ХХ в. в странах Европейского союза были разработаны и воплощены в жизнь ряд программ, позволивших узаконить и развить телемедицину. Среди них такие проекты как FEST - Framework for European Services in Telemedicine; EMDIS - European Marrow Donor Information System; ISAAC - Integrated Systems And Automated Communications; EPIC - European Prototype for Integrated Care, SHINE - Strategic Health Informatics Network for Europe, а также NUCLEUS, ставшая прототипом для внедрения в европейских больницах электронной медицинской карты (EPR). К началу XXI века практически все названные проекты были успешно завершены. 

В настоящее время рынок телемедицины в США оценивается в $10 млрд. Cоздана Американская ассоциация телемедицины (АТА), которая объединяет сеть из более чем 4500 врачей, ученых, руководителей, предпринимателей, инженеров и ИТ-специалистов. Телемедицина направлена на тех пациентов, которые предпочитают больничной палате домашний уход. Благодаря растущему спросу, ее возможности постоянно расширяются. В наши дни телемедицина включает в себя не только дистанционный контроль за состоянием больного, но и проведение консультаций, выписку рецептов для получения лекарств, а также оформление направления в специализированную клинику.

Всегда на связи с врачом

Современные технологии позволяют использовать телефонную линию и веб-камеры для того, чтобы в реальном времени следить за состоянием больного. Для облегчения общения пациента с родственниками или с врачом кроме режима видео-чата можно воспользоваться сенсорным экраном со специальными символами, благодаря которому больше не требуется прибегать к помощи компьютерной мышки и клавиатуры.

Это особенно важно для пожилых людей, плохо владеющих компьютером. Специально для этой категории больных компания Vital Link разработала систему связи с центром мониторинга. Она включает в себя водонепроницаемый кулон с тревожной кнопкой, носимый на запястье или на шее, а также пульт медицинской сигнализации. Кроме того, имеется особая консоль, оснащенная громкоговорящей связью. В системе предусмотрено аварийное питание на случай отключения электричества. При нажатии на кнопку, размещенную в кулоне, устанавливается двусторонняя связь с центром мониторинга. Диспетчер может вызвать не только врача, но и аварийные службы, слесаря, бригаду ремонтников. При отсутствии голосового контакта с пациентом происходит вызов экстренных служб.

Серьезную угрозу здоровью по-прежнему представляют сердечно-сосудистые заболевания. По оценке ВОЗ более 22 млн. человек в мире подвержены опасности внезапной остановки сердца. Чтобы избежать летального исхода, в США во многих местах общественного пользования (крупные супермаркеты, станции метро и др.) установлены дефибрилляторы, с помощью которых люди, знакомые с медициной, могут оказать первую помощь человеку с внезапно остановившимся сердцем.

Однако главная задача врача – не допустить подобных ситуаций. Для этого к телу больного крепится специальный датчик, который по каналу беспроводной связи Bluetooth передает данные о работе сердца на смартфон или планшетный компьютер, а те, в свою очередь, отправляют их лечащему врачу.

Как записаться к врачу и подобрать лекарства

Не отстают от США и европейские страны. В частности, в Ирландии введена в действие общенациональная система электронных направлений на прием к врачу. Система рассчитана на оформление 42 тыс. электронных документов в год и ориентирована на онкологических больных. 

Врач общей практики в электронном виде оформляет запрос установленной формы в специализированную клинику для лечения онкологических больных. Подтверждение готовности центра принять больного в конкретный день и в конкретное время происходит в присутствии пациента. Система позволяет не только заблаговременно зарезервировать место, но и передать необходимую информацию из медицинской карты, что дает возможность сократить время обследования и избежать повторных анализов.

Обыденным делом становится проведение видеоконференций в режиме HD (высокой четкости). Такие видеоконференции используются не только для организации семинаров по проблемам здравоохранения, но и для on-line консультаций при оказании первой помощи, для диагностирования, а также при проведении сложных хирургических операций, когда нужен совет высококлассного специалиста.

Технологии затронули и такую, казалось бы, консервативную сферу, как выдача лекарств больным. В Израиле в медицинском центре Гилель Яфэ, расположенном в Хадере, впервые создана роботизированная система, которая на основе рецепта врача и электронной версии истории болезни подбирает больному совместимые друг с другом препараты. Робот обеспечивает лекарствами всех пациентов медицинского центра.

Медикаменты автоматически упаковываются для каждого больного в индивидуальную упаковку. Одновременно печатается инструкция по применению с указанием дозировки и времени приема. Обслуживающему персоналу остается только развести на тележке лекарства и раздать их больным. В том случае, если пациент выписан из клиники, пакет с медикаментами возвращается назад в аптеку. Робот сам проверяет целостность упаковки, срок годности и при положительном результате отправляет препараты на склад.  

Георгий Спиридонов

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2012 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS