версия для печати
ИТ-компаниям тоже нужны ИТ-услуги

ИТ-компаниям тоже нужны ИТ-услуги

По доле средств, направляемых на приобретение аппаратного обеспечения, ИТ-компании находятся на первом месте среди предприятий прочих отраслей экономики. Вместе с тем, как ни удивительно, они демонстрирует и столь же высокую, как и в других секторах, долю расходов на внешние ИТ-услуги. Подобная потребность очевидна — проблемы повышения оперативности управления и оптимизации бизнес-процессов так же присущи ИТ-компаниям, как и другим предприятиям.

ИТ-компаниям тоже нужны ИТ-услуги, как и вообще весь комплекс ИТ-затрат. В 2006 году в структуре ИТ-расходов ИТ-компаний 43,9% приходилось на закупки АО, 5,6% — на приобретение ПО, 24% — на внешние ИТ-услуги, около 2% на услуги по ИТ-обучению персонала и 24,4% средств было направлено на оплату труда штатных специалистов.

Если соотносить представленную структуру с усредненной схемой по всем отраслям экономики, можно отметить следующие основные отличия — столь же высокая как и для других отраслей доля расходов на внешние ИТ-услуги (интуитивно ожидается противоположное — что поставщики ИТ-услуг сами для себя не заказывают их на стороне), резко заниженная доля расходов на ПО (почти в 3 раза), завышенная (в 2-2,5 раза) доля средств, направляемых на оплату труда ИТ-специалистов, высокие затраты на ИТ-обучение сотрудников.

Сравнительная структура ИТ-затрат ИТ-компаний и предприятий экономики в целом

Источник: CNews Analytics, 2007. По данным Росстата

Главной отличительной особенностью является, конечно, не только не меньшая, но даже несколько большая доля затрат на внешние ИТ-услуги (консалтинговые услуги других консультантов) — 24,4% против 22,1% по экономике. Потребность здесь в подобных услугах очевидна. Проблемы повышения оперативности управления и оптимизации бизнес-процессов так же присущи ИТ-компании, как и предприятиям других отраслей. Доля расходов, приходящаяся на ИТ-услуги, является ключевым показателем, отражающим современность и технологичность подхода руководства к управлению предприятием и к организации бизнеса в целом. Отсюда — высокие темпы обновления ИТ-инфраструктуры компаний, что и приводит к росту затрат на услуги — аудит информационных систем, пересмотр ИТ-концепций компаний и т.д.

Кроме того, с учетом возросших возможностей продолжения экстенсивной политики ведения бизнеса, ИТ-компании, так же как телекоммуникационные операторы и торговые сети, постепенно превращаются из точечных компаний в географически распределенные холдинговые структуры, что требует оптимизации управления и приводит к росту затрат на ИТ-консалтинг. В частности, возрастают требования к консолидированной отчетности — ИС входящих в холдинг предприятий должны хорошо стыковаться с точки зрения доступа к данным, касающимся управления и консолидации отчетности.

Росту спроса на ИТ-услуги также способствует и усложнение внутренней организации компаний, что связано с необходимостью сохранить оперативность управления разрастающейся структурой. Рост компании приводит к утрате прозрачности, к трудностям анализа текущего состояния и тенденций развития и, в итоге, к усложнению видения и процедур выработки стратегических целей,  а также еще и к проблеме их адекватной трансляции тысячам исполнителей по всем региональным подразделениям. Например, компании могут внедрять систему управления по сбалансированной карте показателей (Balanced Scorecard) с последующей ее "оцифровкой".

Потребности идут по нарастающей — развитие ИТ-итнфраструктуры вслед за ростом компании ведет, в свою очередь, к необходимости внедрения систем ее мониторинга. У предприятий возникает потребность в продуктах, которые позволяли бы ей централизованно осуществлять мониторинг распределенной ИТ-инфраструктуры, предотвращать потенциальные угрозы, оперативно реагировать на возникающие сбои ПО и АО. Новые проблемы и задачи возникают в связи с выходом на западные рынки и открытием  филиалов отечественных ИТ-компаний за рубежом. Напомним, что, согласно результатам различных исследований, от 20 до 405 ведущих российских компаний уже имеют свои представительства в различных регионах мира.

Заниженная статья расходов ИТ-компаний на ПО (5,6% против 16,% по экономике в целом) свидетельствует о высокой инновационности бизнеса отечественных ИТ-компаний, которые делают акцент на разработку и внедрение собственных продуктов. Минимальные средства уходят на получение лицензий для использование СУБД западных компаний. На западных платформах российским ИТ-компаниям удается создать более дешевый и более соответствующий специфике рядовых российских предприятий программный продукт.

Почти в 2 раза более высокая доля средств, направляемая на оплату труда ИТ-специалистов, вполне закономерна, так как и по размеру штатов ИТ-специалистов, и по уровню их заработных плат ИТ-компании намного опережают ИТ-отделы предприятий-заказчиков. Следует, однако, заметить, что приближение стандартов оплат труда отечественных ИТ-специалистов к западным приводит к росту себестоимости российских ИТ-продуктов и выступает фактором, сдерживающим экспорт. По усредненным оценкам, в настоящее время средняя заработная плата сертифицированного российского ИТ-специалиста со стажем работы более 3-х лет примерно в 2 раза выше, чем в Китае, и в 1,5 раза выше, чем у индийских программистов. Это одна из причин, по которой на мировом рынке доминирует индийское оффшорное программирование.

Завышенная статья расходов на ИТ-обучение (в 1,5-2 раза) тоже является характерной чертой ИТ-бизнеса. Однако в случае ИТ-компаний, ИТ-обучение имеет несколько иное содержание, нежели в других отраслях. Здесь речь идет не столько об обучении широких слоев персонала базовым навыкам работы с ИТ, сколько о курсах повышении профессиональной квалификации и сертификации по различным продуктам уже подготовленных и опытных ИТ-специалистов. Наличие у ИТ-консультанта диплома и сертификата известной на рынке компании-производителя ПО является первым показателем его квалифицированности и надежности. Поэтому более 60% всех крупных и средних ИТ-компаний имеют в штате сертифицированных специалистов, хотя, по различным оценкам, их число на российском рынке не так велико и до сих пор отстает от существующих потребностей — всего около 9-10 тыс. сертифицированных ИТ-консультантов. Из них 3-4 тыс. человек сертифицированы по ведущим западным продуктам (таких компаний, как SAP, Oracle, Microsoft, Baan) и от 5-7 тыс. специалистов обладают сертификатами отечественных компаний (таких, как «Парус», «Галактика», «Монолит»). По «1С:Предприятию 8» (без учета предыдущей версии 7.7) на данный момент выдано 39 786 сертификатов «1С:Профессионал» и 12 607 сертификатов «1С:Специалист».

Развитие технологической базы сектора ИТ-услуг в России

Развитие технологической базы сектора ИТ-услуг в России

* — рассчитано по данным Росстата за 2006 год

Источник: CNews Analytics, 2007

По доле средств, направляемых от общего объема капитальных инвестиций на приобретение АО, ИТ-компании  находятся на первом месте среди предприятий прочих отраслей экономики. Затраты на обновление парка ПК и связанных с ними аппаратных средств составляют более 39% от общего объема инвестиций, осуществляемых ИТ-компаниями, тогда как в других отраслях (в промышленности, торговле и т.д.) соответствующий показатель  не превышает 3%.

В противоречии с этим, несколько странно выглядят показатели, характеризующие политику ИТ-компаний по инвестициям в нематериальные активы. Так, в 2006 году инвестиции в нематериальные активы ИТ-компаний составили только 11,7% от уровня прошлого года (сокращение почти в 9 раз!). В результате получается, что затраты ИТ-компаний на приобретение ПО чужого производства в 3,6 раза превосходят инвестиции в увеличение стоимости собственных объектов интеллектуальной собственности. Вероятно, отчасти этот феномен носит временный ситуационный характер, а отчасти связан с появившимися возможностями продолжения проведения политики экстенсивной информатизации (упор на поиск новых заказчиков для существующих ИТ-решений).

Доля ИТ-услуг, закупленных ИТ-компаниями у внешних организаций в 2006 году, составляет около 3% от общего объема ИТ-услуг, произведенных в экономике. С одной стороны, это указывает на высокие темпы организационных изменений в ИТ-секторе, подкрепленных внедрением высоких технологий в системе управления. С другой стороны, указывает на довольно интересный факт — поставщики ИТ-услуг предпочитают приобретать ИТ-услуги для собственных нужд у других поставщиков.

Комплекс показателей по оплате труда ИТ-специалистов и затратам на повышение их квалификации, сертификацию и другие формы обучения указывает на высокий уровень инвестиций в человеческий капитал внутри ИТ-сектора. В 2006 году 1,2 млрд руб. составил объем средств, направленных ИТ-компаниями на повышение квалификации и оплату труда собственных специалистов, при этом ИТ-компаниями было закуплено около 4,6% всех услуг по ИТ-обучению, произведенных в экономике, а фонд оплаты труда специалистов ИТ-компаний составил 6,1% от общего объема средств, направленных на оплату труда ИТ-специалистов всех отраслей экономики.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS