версия для печати
ИТ-услуги не успевают за российской экономикой

ИТ-услуги не успевают за российской экономикой

Несмотря на увеличение расходов предприятий на ИТ-услуги, в течение последних 4-5 лет темпы роста рынка существенно замедлились. Доля сектора ИТ-услуг в российской экономике в валовой добавленной стоимости с каждым годом становится все меньше и меньше. По предварительным оценкам аналитиков, 2007 год не стал исключением.

По данным Росстата, в 2006 году объем затрат предприятий на ИТ-услуги внешних организаций (включая затраты на услуги по ИТ-обучению персонала и не учитывая телекоммуникационные услуги) составил порядка 40,3 млрд руб. (против 37,1 млрд руб. в 2005 году) при росте за год на 8,63% (против 23,6% годом ранее) в фактически действующих ценах. При том, что эта цифра вполне согласуется с темпами развития, свойственными сформировавшимся ИТ-рынкам Западной Европы и США, она, тем не менее, существенно расходится с опубликованными оценками Мининформсвязи РФ и ряда аналитических компаний.

Так, согласно совместному исследованию IDC и ЛИНЭКС, объем российского рынка ИТ-услуг в 2006 г. вырос на 23,2%, составив около 2,99 млрд долл. (или 77,8 млрд руб., при среднем курсе 26 руб./долл.). Расхождения с данными Росстата — почти в 2 раза по объему и в 2,7 раза по темпам (к тому же, данные госстатистики в последующем обычно уточняются в сторону понижения). Однако данные IDC и ЛИНЭКС базируются, по данным печати, на результатах анализа 69 крупнейших ИТ-компаний, а данные Росстата — на анализе затрат всех крупных и средних предприятий РФ.

Существует и еще один момент, связанный со ставшим уже традиционным вопросом о том, что включать в экономическую категорию "ИТ-услуги". Обратим внимание, что в их числе мы не рассматриваем, во-первых, ИТ-услуги, предоставленные физическим лицам, а только предприятиям и организациям, во-вторых, не включаем в них проектные закупки ПО и АО и, в-третьих, не учитываем затраты предприятий на услуги связи, которые в 2006 году составили 79,3 млрд руб. (что на 40% выше уровня 2005 года), и, таким образом, общий объем всех видов услуг в области информационных и коммуникационных технологий, предоставленных предприятиям и организациям, вырос до 119,5 млрд руб.

Наряду с анализом рынка ИТ-услуг, представляется интересным анализ внутренних ИТ-затрат предприятий. Основная их часть направляется на оплату труда сотрудников (как штатных, так и совместителей) внутренних ИТ-отделов (ИТ-служб), поэтому данная статья расходов в чем-то является дополняющей, а в чем-то и конкурирующей по отношению к средствам, направляемым на аутсорсинг. Интересно, что в последние 3-4 года рост по данной статье довольно внушительный. Так, в 2004 и 2005 гг. рост расходов предприятий на развитие внутренних ИТ-служб составил +43,4% и +47,8%, соответственно. Падение темпов в 2006 году (на 9,4%) почти не изменило картины — за период 2004-2006 гг. затраты по этой статье выросли почти в 2 раза — с 9,6 млрд руб. в 2003-м до 19,2 млрд руб. в 2006-м году.

Динамика затрат на ИТ-услуги в России
Динамика затрат на ИТ-услуги в России

Источник: CNews Analytics 2007

Окончательных данных по объемам ИТ-услуг, предоставленных предприятиям и организациям, пока нет, при этом делать прогноз становится все сложнее, что связано и с четко фиксируемым непостоянством в ИТ-затратах предприятий от года к году, и с возрастающей неоднородностью экономики по различным отраслям.

С одной стороны, российская экономика постепенно все-таки перестает быть исключительно нефтегазодобывающей - при всей условности тезиса о постепенном отходе от сырьевой модели нельзя и отрицать, что в России появляются новые (хоть и не собственной марки) производства, которые обрастают сферой услуг, задают новые векторы потребностей и т.д. Зачастую это приводит к "выбросам" ИТ-затрат — одноразовым сфокусированным инвестициям в какой-либо ключевой проект. Но, с другой стороны, как мы неоднократно уже отмечали в прошлых обзорах, российский ИТ-рынок близок к "условному" физическому насыщению (условному — то есть за вычетом той части экономики, предприятия которой находятся в состоянии стагнации и не имеют ни средств, ни потребностей во внедрении ИТ). Насыщенность рынка приводит к феномену периодических спадов ИТ-затрат в различных отраслях — к "провалам". Чтобы насыщенный ИТ-рынок стабильно рос, необходимо, чтобы различные группы предприятий, внедривших информационные системы в разные годы, попеременно "замещали" друг друга в ИТ-расходах, то есть чтобы циклы ИТ-расходов больших групп предприятий находились в противофазе. Если же возникает ситуация, когда фазы совпадают, например, все основные игроки внедрили у себя ИС и не нуждаются более в крупных ИТ-затратах, рынок падает — возникает "провал".

Госстатистика продолжает фиксировать "провалы" и "выбросы" ИТ-затрат. По уточненным данным за 2006 год, отмечены, например, по затратам на внешние ИТ-услуги — "провалы": в тяжелом машиностроении (-16,6%), в электронном машиностроении (-12,1%), в здравоохранении (-7%); "выбросы": в транспортном машиностроении (+470,7%) и в государственном управлении (+83,4%). По внутренним ИТ-затратам — "провалы" в металлургии (-13,5%), в тяжелом машиностроении (-32,1%), в государственном управлении (-12,6%). "Выбросы" при этом отмечаются в транспортном машиностроении (+416,0%), в химической промышленности (+79,1%), в пищевой промышленности (+109,3%), в энергетике (+174,8%).

По итогам 2007 года затраты предприятий на ИТ-услуги могут составить от 44 до 52 млрд руб. Объем в 44 млрд руб. будет реализован, если на рынке корпоративных ИТ-услуг продолжалась тенденция падения темпов, наметившаяся в течение последних 4-5 лет (в этом случае годовые темпы роста могут оказаться не выше 6-8%). Однако с учетом последних позитивных изменений в ряде отраслей российской экономики, все большей активизации государства и как потребителя ИТ-услуг, и как протектората ИТ-сектора, сохраняющейся благоприятной для России конъюнктуры на рынке энергоносителей и ряда других позитивных для экономики РФ факторов, пессимистические прогнозы впору тоже корректировать.

Объем рынка ИТ-услуг по итогам 2007 года может превысить отметку в 52-53 млрд руб. в случае, если на ИТ-рынке активизировались оказавшиеся в новых благоприятных условиях отдельные группы предприятий промышленности, начавшие использовать увеличившиеся прибыли для инвестиций в ИТ (например, в последние 2-3 года прирост выпуска предприятий электронной промышленности только в реальном выражении достигал отметки в 35-40%) и при этом не уйдут "в спячку" крупные ИТ-заказчики из "первого эшелона".

Что касается затрат предприятий на развитие внутренних ИТ-служб, то в 2007 году, скорее всего, в целом сохранился (с некоторым превышением) уровень, взятый в 2004-2005 гг. По нашим оценкам, эта статья расходов по экономике составит порядка 24,5 млрд руб., при этом цифра может варьироваться в диапазоне ±10%. Превышение указанного объема будет в том случае, если новые промышленные предприятия начнут укрупнять, расширять или полностью реорганизовывать внутренние ИТ-службы - возможно, привлекая на договорной основе высококвалифицированных специалистов со стороны. Динамика 2004-2005 гг. отчетливо указывает именно на такую тенденцию — иначе как можно объяснить почти 50%-ный рост оплаты труда специалистов внутренних ИТ-отделов предприятий при росте валовой добавленной стоимости в экономике темпами, не превышающими 24-26% в фактических ценах? Нижняя граница темпов роста внутренних ИТ-затрат, скорее всего, не будет ниже 17-18%, что соответствует ожидаемым темпам роста валовой добавленной стоимости в экономике в 2007 году (также в фактически действующих ценах).

Однако доля сектора ИТ-услуг в экономике в валовой добавленной стоимости сокращается — с 0,21% в 2003 году она упала до 0,17% в 2006 году. Если, например, в 2003 году темпы роста затрат предприятий на ИТ-услуги в 2,6 раза опережали рост валовой добавленной стоимости (ВДС)* в экономике, то в 2004-2005 гг. наметилось очевидное отставание от роста ВДС с коэффициентом 0,9, а в 2006 году темпы рост ИТ-затрат предприятий были уже в 3 с лишним раза меньше, чем темпы роста ВДС (коэффициент опережения = 0,3). Если в 2007 году затраты предприятий на ИТ-услуги росли вровень с ВДС, то их доля в экономике составит пока не более 0,18%.

Доля ИТ-услуг в российской экономике
Доля ИТ-услуг в российской экономике

Источник: CNews Analytics, 2007

Причина такой ситуации двойственна. С одной стороны, она определяется слишком быстрым ростом сырьевого ВВП одновременно при том, что избалованные столь благоприятной экономической конъюнктурой предприятия, работающие на цепочке многообразных перераспределенных заказов от сырьевых монополий, пока неактивно заботятся о повышении своей реальной конкурентоспособности, далеко не опережающими темпами инвестируя полученные дополнительные прибыли в высокие технологии.

С другой стороны, можно упрекнуть и сам ИТ-сектор. Может быть, не так велик пока эффект от внедряемых ИС? Может быть, отдельные примеры успеха, приводимые обычно в презентациях российских и зарубежных ИТ-компаний, пока не перерастают в статистику успеха? При огромной рентабельности отечественного ИТ-бизнеса, возможно, следует подумать о большей диверсификации ИТ-решений под интересы различных отраслей и секторов экономики, о более гибкой ценовой и кредитной политике. Это вопросы, которые уже стоит поставить на обсуждение.

Между тем, возможно, именно недосягаемость ИТ-услуг для значительного количества предприятий приводит их к необходимости альтернативных инвестиций, а именно — к развитию внутренних ИТ-служб. Действительно, в 2004-2005 гг. рост общего объема средств, направляемых предприятиями на оплату труда штатных и внештатных специалистов внутренних ИТ-отделов, в 1,8-1,9 раз опережал рост ВДС. Пока нет оснований говорить, что эта тенденция ломается — по итогам 2007 года ожидается продолжение опережающего роста затрат на развитие и деятельность внутренних ИТ-служб. Отмеченный же нами спад затрат по этой статье в 2006 году только еще раз подчеркивает всю противоречивость взаимоотношений заказчиков и внедренцев на российском рынке ИТ-услуг, а также общую неоднозначность и внутреннюю сложность социально-экономического механизма российской информатизации.

* - ВДС (Валовая добавленная стоимость) - разность между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов внутренней экономики образует валовой внутренний продукт (ВВП), который является основным показателем результатов экономической деятельности. Если из ВВП вычесть валовую добавленную стоимость, созданную на территории страны иностранными экономическими единицами, и добавить валовую добавленную стоимость, созданную экономическими единицами данной страны за рубежом, то получим показатель валовой национальный продукт (ВНП).

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Евгений Закрепин
Энвижн Груп

Евгений Закрепин:

Понятие ИТ-услуг в нашей стране трактуется по-разному

О проблемах российского рынка ИТ-консалтинга в интервью CNews рассказал Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора компании «Энвижн Груп».

CNews: Как изменился российский рынок ИТ-услуг за прошедший год? Согласны ли вы с тем, что за последние годы несколько сократились темпы его роста? Если да, то в связи с чем, на ваш взгляд?

Евгений Закрепин: Мы не располагаем достаточной информацией, чтобы уверенно говорить о сокращении темпов роста этого сектора ИТ-рынка. Данные же различных аналитических агентств зачастую не очень точны и противоречивы. Рынок ИТ-услуг все еще относительно закрыт, более того, понятие ИТ-услуг и перечень того, что к ним относить, в нашей стране трактуется по-разному, в результате чего, собственно, и появляются разные его оценки.

Для нас системная интеграция и ИТ-консалтинг — это две части одного целого, которые непосредственно связаны друг с другом. Как правило, ИТ-консалтинг для нашей компании является первым этапом в рамках проекта, за которым следуют другие — поставка и инсталляция техники, интеграция ее с существующим оборудованием и сетями, внедрение специализированных приложений и их доработка под конкретные условия, интеграция приложений в рамках информационных систем и т.п. «Энвижн Груп» — в первую очередь, системный интегратор, и ИТ-консалтинг для нас — это одна из услуг, которую мы оказываем нашим клиентам.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS