Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Эдуард Воронецкий: За ПК, в которых учтена потребность человека в сохранении здоровья, — будущее

Эдуард ВоронецкийИнтервью CNews дает Эдуард Воронецкий, директор компании «К-Системс» и председатель комиссии компаний электронных и информационных технологий Московской торгово-промышленной палаты.

CNews: Как вы оцениваете современное состояние рынка компьютерного оборудования в России?

Эдуард Воронецкий: Рынок компьютерного оборудования стремительно развивается как в мире, так и в России, и он достаточно многообразен. На сегодняшний день компания «К-Системс» представлена на этом рынке в следующих сегментах: персональные компьютеры, серверы, Windows-терминалы, мобильное оборудование — ноутбуки, и светодиодная продукция — этим мы отличаемся от других производителей компьютерной техники.

Оценивая весь компьютерный рынок, отмечу, что наиболее развитым в России до сих пор остается сегмент персональных компьютеров. Связано это с тем, что ПК является наиболее массовым продуктом. Динамика развития этого рынка достаточно высока. По нашим оценкам, объем российского рынка персональных компьютеров растет на 25% в год. Хотя если сравнивать российский рынок ПК с мировым, то отставание все еще существенное, несмотря на высокие темпы роста.

Среди тенденций прошлого года можно назвать повышение интереса транснациональных компаний-производителей компьютерного оборудования к российскому рынку. Я считаю, что в 2004 году начался, а в 2005-м продолжится активный выход этих компаний на российский рынок и, соответственно, усиление конкуренции с национальными компаниями.

Российский серверный рынок шаг в шаг следует за тенденциями мирового рынка. Он развивается достаточно динамично, интересен с точки зрения рентабельности, но его объемы также пока относительно невелики. Качественный сдвиг произошел в сегменте массовых серверов: растет экономика страны, экономические процессы на предприятиях требуют все более эффективного управления, а процессы управления, в свою очередь, требуют автоматизации. Поэтому объемы закупок серверного и сетевого оборудования растут. Таким образом, динамика рынка серверов нижнего ценового уровня высока. Второй момент, который хотелось бы отметить, — повышение спроса на сверхмощные и дорогие решения. Эта тенденция тоже говорит о том, что появились компании, перед которыми стоят задачи управления не только в национальном, но и в международном масштабе. А это требует больших емкостей хранения данных и управления распределенными сетями, а значит, очень мощных серверов.

Терминальное оборудование выбирают те, кому важно снизить затраты на эксплуатацию, администрирование, обслуживание, а также те, кто ставит во главу угла защиту информации. Однако этот рынок достаточно невелик, специфичен и имеет нишевый характер, но, тем не менее, он развивается. Оборудование такого класса стоит на втором месте по сложности после серверного, так как требует интеллектуальных вложений, а не просто технической сборки. Конечно, технологический процесс здесь тоже важен, но еще важнее адаптировать программное обеспечение под задачи конкретного заказчика, применяющего в своей работе терминалы. С терминальными решениями работают в торговых и страховых компаниях, в банковском секторе. Для таких компаний критичны защита информации, возможность организации иерархии доступа пользователей, простота и удобство технического обслуживания. При использовании терминальных решений достаточно иметь в штате одного администратора, который со своего рабочего места, удаленно, будет осуществлять мониторинг и устранение неисправностей. Терминальные устройства практически не создают шума, так как в них нет вращающихся деталей. У оборудования этого класса большое будущее, а с развитием скоростных каналов связи альтернатив ему практически не будет.

CNews: На ваш взгляд, насколько динамика рынка компьютерного и серверного оборудования в России следует мировым тенденциям?

Эдуард Воронецкий: Основные изменения на рынке серверного или любого иного компьютерного оборудования закладываются на этапе производства элементной базы. Не секрет, что основные разработчики и производители элементной базы — американские компании. И в большинстве случаев мы вынуждены следовать тем тенденциям, которые диктуют они.

Что касается рынка персональных компьютеров, то в России он пока не достаточно насыщен. Российская ситуация здесь больше сопоставима с ситуацией на развивающихся рынках Индии, Китая, стран Латинской Америки. Свое отражение в России получила и общемировая тенденция к совмещению функционала компьютера и бытового прибора в одном устройстве.

CNews: Если говорить о технологических тенденциях, то какие из них, на ваш взгляд, являются ключевыми в прошедшем году?

Эдуард Воронецкий: Как я уже говорил, прежде всего — это приближение компьютера к бытовым приборам. Если проанализировать динамику продаж персональных компьютеров, то обращает на себя внимание тот факт, что покупательские предпочтения отдаются зачастую системам, которые можно использовать одновременно как традиционный ПК и как бытовые устройства, например, системам с DVD-приводами.

Что касается корпоративных заказчиков, то они начинают все более внимательно относиться к расходам на эксплуатацию. В связи с этим выбор делается в пользу оборудования, которое может долговременно эксплуатироваться и дешево в обслуживании. Если раньше мы наблюдали гонку за частотой процессоров, то сейчас эта тенденция отходит на второй план, а на первом плане — интерес к технологическим решениям. Поэтому все большим спросом начинает пользоваться, например, терминальное оборудование, которое предлагаем мы.

Другая технологическая тенденция — рост интереса к мобильным решениям. Акцент делается на производстве такого оборудования, которое можно переносить, использовать автономно. Я думаю, что со стандартизацией технологии WiMAX произойдет еще более высокий скачок спроса на мобильные решения.

CNews: Какие изменения, по-вашему, произошли в предпочтениях российских пользователей компьютерного оборудования за последний год?

Эдуард Воронецкий: Прежде всего, эти изменения связаны с повышением требований к мобильности решений. Хотя я считаю, что этот процесс не столь стремителен, как отмечают в некоторых обзорах. Пока мы не наблюдаем тотальной скупки ноутбуков. Правда, ноутбуки для нас — продукт новый, и сказать, что их продажи преобладают над продажами персональных компьютеров, нельзя. На основе нашей статистики продаж мы делаем вывод, что потребители по-прежнему предпочитают старый добрый ПК.

Прошедший год показал также, что потребители начинают отдавать предпочтение технике серийного производства, несмотря на то, что практически в каждом городе есть десятки компаний, которые занимаются кустарным или мини-производством. Причем эта тенденция характерна не только для столиц — Москвы и Петербурга, но и для регионов.

CNews: Подтвердились ли ваши предположения, что отечественный потребитель делает выбор на основании «раскрученности» бренда? И каковы ваши планы дальнейшего развития компании?

Эдуард Воронецкий: Естественно, человек делает выбор в пользу того производителя, которого он лучше знает. Другой вопрос, откуда он его знает: из рекламы, которая говорит о преимуществах торговой марки, или от своих друзей и знакомых, которые используют данный продукт, либо он знает производителя по тому, как его продукцию представляют региональные дилеры или продавцы в магазинах. Все это влияет на выбор потребителя, но сама по себе «раскрученность» бренда — пустой звук. Если торговую марку узнают, это не значит, что ее будут покупать и что она имеет будущее. Главное, что должно стоять за торговой маркой, — качество производства и каналов сбыта. Это определяющие факторы любого бренда.

Мы считаем, что наше производство и наши каналы продаж эффективны, качество нашей продукции высокое. Мы чувствуем, что люди делают выбор в нашу пользу.

Естественно, что в планах компании — повышение качества продукции. Наши действия в этом направлении связаны с оптимизацией управления как внутренними, так и внешними процессами компании, то есть отношениями с поставщиками и покупателями. Мы считаем, что это основные процессы, влияющие на качество.

С точки зрения управленческих процессов, наша компания в авангарде компьютерной отрасли. «К-Системс» устойчиво работает и планомерно развивается. Планомерность в настоящий момент напрямую зависит от политики государства. Если государство не подвержено кризисам, значит, есть возможность планомерно развиваться и достигать результатов. При условии сохранения этой тенденции, ключевыми понятиями для нас по-прежнему будут планирование, качественное управление и развитие.

Мы научились планировать объемы продаж на год, исходя из статистики прошлых периодов и имеющихся ресурсов. Мы выполняем планы, у нас очень прогрессивная динамика роста по ряду параметров. Если посмотреть на показатели 2003 года, то рост составил по некоторым категориям 100%, по некоторым — 50%. Цифры нехарактерны для развитого рынка, но вполне соответствуют состоянию рынка развивающегося.

В начале 2005 года мы планируем ввести в эксплуатацию вторую производственную линию в Санкт-Петербурге и, соответственно, увеличить план на следующий год в 1,5–2 раза.

Работать надо и над общей узнаваемостью торговой марки, это уже реализуется в конкретных программах.

CNews: Как, на ваш взгляд, может измениться ситуация на рынке в случае начала серийного выпуска отечественного процессора Е2К? Как вы оцениваете перспективы этого проекта в целом?

Эдуард Воронецкий: В мире существуют три значительных производителя процессоров: Intel, AMD, VIA, — все остальные по тем или иным причинам постепенно уходят с рынка. Причем доля Intel постоянно растет, другие вынуждены догонять. И основная проблема здесь связана со стандартами, идеологами разработки которых являются на сегодняшний день именно американские компании.

Однако характеристики самого процессора — не главное. Главное — чтобы с ним были совместимы все остальные компоненты. Кроме того, необходимо, чтобы эти компоненты производились во всем мире, и в первую очередь, в Китае.

Сегодня ни у одной российской компании нет опыта массового производства, которое обеспечивало бы кооперацию внутри страны, а что уж говорить о международной кооперации. Пока игроками на этом рынке являются только транснациональные компании. Таким образом, если российская компания-разработчик будет частью международного холдинга и разработанный ею продукт будет технологически перспективным, то он будет выпускаться под маркой международной корпорации.

CNews: Компания «К-Системс» производит специализированные компьютеры — со встроенными ионизаторами воздуха. Как вы оцениваете востребованность рынком такого усовершенствованного ПК? И не удорожит ли данная инновация компьютер?

Эдуард Воронецкий: Компьютеры со встроенными ионизаторами воздуха — продукт, запатентованный нами. Наша компания разработала его идеологически, получила патент и сертификат соответствия. Само устройство «ионизатор воздуха» не ново и изобретено не нами. Существует завод, который серийно производит этот продукт, но эксклюзивно для нас.

Рынок таких персональных компьютеров достаточно перспективен. Предлагая подобные устройства, мы можем увеличить общее число ПК в школах, кроме того, наши компьютеры помогают сохранить здоровье учащихся.

Сейчас это новый продукт, он был представлен пока на двух образовательных выставках. Серийное производство началось в ноябре. Первые партии таких ПК отгружены только в середине ноября 2004 г. Каковы будут статистика и динамика продаж — мы сможем судить только к концу первого квартала 2005 года. Естественно, возникают технологические вопросы, и мы их оперативно решаем.

Компьютер с ионизатором воздуха — наш эксклюзивный продукт, этим мы отличаемся от всех, и мы верим в его перспективность. Я считаю, что за подобными устройствами, в которых учтена потребность человека в сохранении здоровья, — будущее.

Цена компьютера с ионизатором не будет сильно отличаться от цены обычного ПК, разница может составлять примерно 10–20%. Если речь пойдет о массовых поставках, то, возможно, будет определена специальная цена. Пока этот продукт имеет малую серийность, поэтому относительно недешев, но и не является дорогим.

CNews: Какие факторы являются наиболее важными аргументами для крупных российских компаний при выборе ими компьютерного оборудования и периферии?

Эдуард Воронецкий: Все более важными факторами становятся стоимость владения оборудованием и его обслуживания, время устаревания. Проводить ежегодное обновление аппаратных средств — нонсенс, однако многим приходится это делать не по своей воле. Зачастую так происходит потому, что устаревшее устройство не может работать с необходимым ПО. В связи с этим тенденция к регулярному обновлению компьютерного парка остается, но гонка в данном направлении немного приутихла.

CNews: Какова структура спроса на компьютерное и периферийное оборудование и в каких сегментах вы ожидаете его увеличения в ближайшие годы?

Эдуард Воронецкий: Насыщения российского рынка компьютерным оборудованием не наблюдается пока ни в одном из сегментов: ни в корпоративном, ни в государственном, ни, тем более, в образовании. Рынок домашних пользователей только «задышал». У людей появились деньги, которые они могут потратить на приобретение ПК, и продукт постепенно становится массовым. Однако не секрет, что в России до сих пор компьютер считается все-таки дорогостоящей покупкой.

Сегодня основным заказчиком компьютерной продукции в России является государство. Наши поставки в госсектор составляют 50% от общего объема продаж, корпоративным пользователям — 30%, домашним — 20%. В следующем году мы ожидаем увеличения продаж во всех сегментах, но распределение по сегментам не сильно изменится, а перераспределение может произойти за счет роста числа домашних пользователей, но не думаю, что он будет слишком стремительным.

Госсектор достаточно насыщен персональными компьютерами, здесь рост будет происходить за счет «тяжелых» решений и программно-аппаратных комплексов, состоящих в основном из серверного оборудования, пользовательских устройств — терминалов или компьютеров и ПО.

CNews: «К-Системс» предпринимала попытки производства ноутбуков. Не собираетесь ли вы продолжить работу в данном направлении?

Эдуард Воронецкий: Да, мы были среди пионеров, которые попытались выйти на этот, в свое время специализированный, рынок. Тогда там были одна-две компании, которые в России специализировались на данном оборудовании. Выход на этот рынок в то время был затруднен, потому что количество производителей элементной базы было небольшим, а порог начала сотрудничества с ними достаточно высок. В этом году мы реализуем эту попытку еще раз.

Поставки ноутбуков в госсектор, для корпоративных заказчиков мы делали на протяжении всех этих лет, но производство осуществлялось под заказ. Сейчас мы выходим на плановое производство: уже были отгрузки дилерам и ряду крупных розничных сетей. Я считаю, что ноутбуки станут серьезным направлением в нашей линейке. Однако мы не делаем акцент именно на них в ущерб другим нашим продуктам, развитие идет пропорционально во всех сегментах.

CNews: Но рынок ноутбуков достаточно насыщен. Как планируете организовать свой выход на него?

Эдуард Воронецкий: Важный момент в таком вопросе — каналы сбыта, а они у нас есть. Компания «К-Системс» знает нужды потребителей, и это главное, что позволяет говорить об успехе. Конечно, у нас есть плюсы и минусы, например, мы не специализируемся на ноутбуках, а производим достаточно широкий спектр оборудования. Тенденция к специализации остается в ряде сегментов ключевой, но сложно сказать, что сейчас более правильно — унификация или специализация, особенно на рынке компьютерных продуктов. Это всегда должно решаться в конкретный момент времени и в конкретном сегменте.

В целом, каналы распространения у нас достаточно развиты: используются все схемы реализации продукции. Это и прямые продажи корпоративным заказчикам, и продажи через розничные сети и дилеров.

Однако сегодня основной объем продукции по-прежнему реализуется напрямую корпоративным заказчикам, так сложилось исторически. Например, три года назад именно таким образом происходили 80–90% поставок, сейчас этот показатель составляет около 50%. Формирование дилерской сети — процесс достаточно сложный. Наша дилерская сеть развивается активно, но пока она не является основным каналом сбыта.

В заключение подчеркну: компания «К-Системс» позиционирует себя как национальная компания, то есть наш рынок — это, в первую очередь, вся Россия.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS