Обзор подготовлен

версия для печати
  • Microsoft
Управление информатизации Правительства Москвы внедряет систему мониторинга на основе Microsoft Operations Manager 2005

Управление информатизации Правительства Москвы внедряет систему мониторинга на основе Microsoft Operations Manager 2005

Содержание
Ситуация
Выбор технологии
Решение
Преимущества

Ситуация

Правительство Москвы - это сложная организация, от которой зависит жизнедеятельность столицы Российской Федерации, поэтому все решения должны приниматься взвешенно и в кратчайшие сроки. Различные департаменты этой организации эксплуатируют более трехсот серверов, которые предоставляют различные ИТ-сервисы 15 тысячам пользователей; используется несколько сотен информационных систем, созданных с использованием множества зачастую несовместимых друг с другом решений. За работу всех информационных ресурсов отвечает Управление информатизации Правительства Москвы, которое имеет несколько отделов:

  • отдел программно-технического обеспечения, который занимается преимущественно работой с пользователями, подготовкой рабочих мест и сопровождением оборудования
  • отдел эксплуатации информационных систем - он обслуживает сервера, серверное оборудование, а также занимается различными сервисами
  • отдел развития информационных систем, сопровождающий сетевую инфраструктуру, следящий за ее функционированием, связью с внешним миром (почтовая система, Интернет), сетевой защитой.

Каждый из отделов в той или иной мере сталкивается и с поддержкой работы отдельных пользователей. В ситуации, когда количество пользователей постоянно увеличивается, растут и размеры ИТ-инфраструктуры организации, что усиливает нагрузку на управление информатизации. Для поддержки возрастающего количества пользователей необходимы новые сотрудники и увеличение ИТ-бюджета.

«Мы не можем бесконечно увеличивать ИТ-бюджет. Нам необходимо подробно отчитаться о расходах и обосновать бюджет на следующий год, - рассказывает Сергей Байбаков, заместитель начальника Управления информатизации Правительства Москвы. - В то же время сложность сложившейся инфраструктуры и многочисленность используемых систем не позволяла нам составить четкую картину того, что происходит, насколько загружены различные ресурсы и т.д. Поэтому работа началась с исследования ИТ-инфраструктуры».

В процессе внедрения были обозначены следующие сложности:

  • децентрализация информационных систем. Существовало множество центров управления, что значительно усложняло работу системы, так как из многих точек могли подаваться различные, зачастую противоречащие друг другу сигналы
  • информационные ресурсы эксплуатируются на различном оборудовании и операционных системах. Разброс очень широк: от старых серверов Intel с ОС Novell до более современных Windows, AIX и Sun платформ. Платформа Novell NetWare, как правило, используется для хранения данных, и в разных местах можно найти разрозненные каталоги этой системы, которые не связаны между собой и носят точечный характер
  • сложно отслеживать работу информационных систем. Необходима система контроля, которая осуществляла бы мониторинг сети и ее отдельных узлов, чтобы регулировать нагрузку на ИТ-инфраструктуру, а также отслеживать ее работоспособность.
  • неудобная процедура разрешения инцидентов. В случае их возникновения пользователь обычно звонит в один из нескольких отделов наугад, а после того как проблема разрешена, не ведется никакой отчетности.

Проведенное обследование сети показало, что, несмотря на развитые средства защиты от вторжения извне, работа пользователей организации в сети никак не контролировалась, что создавало угрозу системе безопасности изнутри.

Выбор технологии

Управление информатизации Правительства Москвы приняло решение отказаться от использования Novell NetWare по нескольким причинам. Во-первых, в рамках проекта планируется создать единый каталог, который в ближайшем будущем будет обслуживать всю ИТ-инфраструктуру, а это около 15 тысяч пользователей. Необходимые требования к каталогу в рамках NetWare не выполнялись, и было принято решение о развертывании служб Active Directory на базе Windows Server 2003.

Одной из целей нового проекта является обеспечение полноценного мониторинга не только сервиса, но и аппаратной части. Платформа Novell NetWare практически не реализует данную возможность, средний возраст серверов, работающих на платформе NetWare, достигает 7-10 лет, а сама платформа уже плохо поддерживается операционными системами, поэтому разработка системы мониторинга для этих серверов не оправдала бы себя по затратам. Помимо мониторинга, необходимость миграции с NetWare вызвана также и другими факторами.

«Большинство наших серверов фактически выработало свой ресурс. Более того, нормальное функционирование новых серверов в существующей ИТ-инфраструктуре может быть поставлено под угрозу, поэтому новый проект вызван также нашим желанием избежать проблем в недалеком будущем за счет построения новой, надежной системы, - отмечает Сергей Байбаков. - Были случаи, когда серверы просто выходили из строя, а поскольку ими постоянно пользуется большое количество человек, иногда работа отдельных департаментов была фактически парализована».

Решения Microsoft были выбраны как наиболее интегрированные - Windows Server в качестве базовой операционной системы, Microsoft Operation Manager 2005 в качестве серверного мониторинга и System Managment Server 2003 как средство управления рабочими местами будут наиболее производительно работать с каталогами Active Directory. Решение System Managment Server 2003 планируется использовать для выполнения типовых задач распространения программного обеспечения и обновлений к нему по рабочим станциям, а также для сбора информации об эффективности того, что происходит на компьютере пользователя и оперативного разрешения возникающих проблем.

Исходя из предположения, что продукты одного производителя будут максимально совместимы между собой, а также благодаря существенному снижению цены из-за большого объема закупаемого ПО, выбор был сделан в пользу компании Microsoft. Более того, заказчик уже использовал продукты Microsoft, на рабочих станциях была установлена ОС Windows, причем разные версии этой операционной системы, на некоторых серверах использовался Windows Server 2000, Windows Server 2003 и Microsoft SQL Server.

Одним из важнейших компонентов новой технологии стал модуль Kraftway Management Pack для Microsoft Operations Manager. Этот модуль был разработан в рамках большого проекта по созданию системы управления ИТ-инфраструктурой Kraftway Enterprise Management. Kraftway Management Pack предназначен для дистанционного отслеживания состояния аппаратного обеспечения отдельных систем. С его помощью администратор может снять мгновенный снимок состояния аппаратного обеспечения, основанный на показаниях датчиков, а также вывести графики изменения любых параметров, относящихся как к «здоровью» отдельных компонентов системы, так и к производительности системы в целом. Модуль позволяет администратору осуществлять контроль состояния всех серверов сети, используя единую консоль управления, производить дистанционную диагностику неисправных систем и предупреждать выход из строя компонентов, основываясь на показаниях датчиков аппаратного мониторинга. Отличительной особенностью Kraftway Management Pack является его универсальность, позволяющая без доработок интегрироваться в целый комплекс серверов.

«Никто, кроме Kraftway, на данный момент не может обеспечить мониторинг платформы Intel. Соответственно, единственный путь решения – это мониторинг парка серверов на базе Microsoft Operations Manager 2005 и Management Pack, причем наше решение управляется при помощи Microsoft Operations Manager 2005. Признание наших успехов на мировом уровне и выход в финал конкурса Microsoft Partner Program Awards мы рассматриваем как подтверждение правильности выбранного направления развития в области создания управляемых систем», - комментирует Алексей Кравцов, генеральный директор компании Kraftway.

Решение

Проект реализуется силами двух компаний: Kraftway и Microsoft; причем, учитывая важность проекта, со стороны Microsoft участвуют 8 консультантов. В обязанности консультантов компании Microsoft входит интеграция Microsoft Operation Manager 2005 и System Managment Server 2003, в ряде случаев они несут ответственность за архитектуру системы. Компания Kraftway принимает участие в данном проекте потому, что заказчик выбрал Microsoft Operation Manager 2005 и Kraftway Management Pack для мониторинга своего оборудования, что позволяет построить единый, надежный центр управления ИТ-инфраструктурой целого города. Сейчас строится только часть системы, а на основе полученных в процессе внедрения данных планируется решить все проблемы, поставленные заказчиком. К настоящему моменту предварительные работы завершены, ИТ-инфраструктура заказчика в полной мере изучена, подготовлен детальный план процедур миграции серверов и приложений, весь проект детально согласовывается с представителями заказчика.

«На данный момент мы подготовили ряд ключевых отчетов, которые представлены заказчику пока в качестве набросков. Задача сформулирована достаточно расплывчато: «оценка эффективности», поэтому мы предоставили данные об используемых ресурсах и о доступности систем; был произведен анализ соответствия эталонному образу и определены неиспользуемые рабочие станции. На основе всех этих данных мы предоставили заказчику аналитическую информацию», - рассказывает Кирилл Конягин, консультант компании Kraftway.

Первый этап проекта планируется завершить к началу декабря 2007 года. В результате модернизации подвергнутся около ста серверов и трех тысяч рабочих мест пользователей. Географически центр модернизации будет расположен в помещениях, подведомственных мэрии Москвы, на улицах Тверская и Новый Арбат; проект будет реализован на пяти площадках, поддерживающих работу Active Directory, системы отчетности и централизованной системы управления. С помощью Microsoft Operations Manager 2005 и Kraftway Management Pack будет осуществляться мониторинг всех серверов на платформе Intel.

Преимущества

Прежде всего, разницу заметят сами пользователи. Время подготовки нового рабочего места существенно снизится. В настоящий момент производится упорядочивание работы и распределение всех рабочий станций по группам. У каждой группы будет свой приоритет. К примеру, заявка о неисправности компьютера начальника управления будет иметь более высокий приоритет, чем аналогичная заявка рядового сотрудника; подобная ситуация позволит формализовать процесс обслуживания и сопровождения системы. Система мониторинга представляет не меньшую важность - каждый год создается бюджет по эксплуатации, сопровождению и развитию информационных систем, использование средств которого всегда необходимо обосновать.

«Новое решение как раз и призвано решить эту задачу - определить востребованность систем, а также оценить предполагаемые расходы на ее установку и эксплуатацию, так как в противном случае достаточно сложно обосновать необходимость выделения ресурсов на дополнительное оборудование. В настоящий момент мы еще решаем эту задачу, пока система не внедрена в полном объеме, окончательных данных нет. Когда перед глазами находится таблица с точными результатами наблюдения, легче принять правильное решение, чем ежемесячно вслепую тратить выделяемую сумму денег на обслуживание системы», - подводит итог Сергей Байбаков.

В дальнейшем планируется совершенствование аналитической системы оценки эффективности ИТ-ресурсов с использованием таких средств, как SQL 2005 Server Analysis Services, SQL Reporting Services, SharePoint, BSM 2005.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS