Обзор подготовлен

версия для печати
Галина Киперварг
R-Style Softlab

Галина Киперварг:

Интернет-представительства банков вскоре перестанут уступать по своим возможностям реальным офисам

На вопросы CNews ответила заместитель генерального директора компании R-Style Softlab Галина Киперварг.

CNews: Как вы можете охарактеризовать рынок банковских услуг на сегодняшний день?

Галина Киперварг: Банковский рынок в России стремительно развивается и становится все более зрелым. Согласно данным ЦБ РФ, собственные средства банковского сектора РФ по состоянию на 1 января 2008 года составили около 2,7 трлн рублей, что почти на 58% превышает аналогичный показатель за 2007 год. Все большую роль для имиджа банка играет такое понятие как престиж. Ужесточается конкуренция. Постоянно появляются новые продукты, совершенствуются технологии, улучшается сервис.

Усиливается интерес к этой отрасли российской экономики со стороны иностранных инвесторов, на отечественный рынок со своими капиталами приходят зарубежные банки. Доверие граждан к банковской системе возрастает. Спрос на банковские услуги (в особенности, кредитование) по-прежнему превышает предложение.

Интенсивно развивается интернет-банкинг. Все активнее кредитные организации используют свои сайты для оказания услуг. В скором времени представительства банков в интернете перестанут уступать по своим возможностям реальным офисам.

CNews: Каким образом существующие тенденции отражаются на состоянии рынка банковской автоматизации?

Галина Киперварг: Увеличиваются объемы операций, связанных с розничными услугами и кредитованием. В связи с этим возникает необходимость в качественной обработке огромного количества данных. Поэтому крупные банки переходят на новые, более производительные информационные системы.

С ростом числа поглощений и слияний повышается потребность в интеграции АБС различного производства. Перед банками стоит сложная задача сделать правильный выбор: приобрести новый программный продукт или же использовать промежуточное ПО для интеграции двух решений.

Ко всему прочему, крупные многофилиальные банки стремятся перейти на АБС, способные функционировать в централизованном режиме. Такие системы позволяют унифицировать сервисы банка, снизить производственные затраты, а значит — повысить эффективность работы.

В связи с ужесточением политики Банка России производители АБС должны оперативно отслеживать любые изменения в законодательстве и отражать их в своих программных продуктах. Полгода назад мы завершили проекты по реализации Положения № 302-П в RS-продуктах. Нормативные документы ЦБ РФ, регламентирующие новые правила ведения бухгалтерского учета, выходили поэтапно на протяжении всего прошлого года. Это осложняло работу ИТ-специалистов. Приходилось предугадывать следующие шаги законодательных органов, предусматривать несколько вариантов решения задачи. Однако одним из важнейших факторов успеха в данном случае является мгновенная реакция разработчиков на действия регуляторов рынка. Упущенное время неизбежно влечет за собой финансовые потери.

CNews: Насколько широко используются российскими банками зарубежные решения?

Галина Киперварг: Зарубежных решений на российском рынке банковской автоматизации не так много, но они стабильно занимают свою нишу на протяжении нескольких десятков лет. Есть ряд причин, по которым банк выбирает ту или иную зарубежную АБС. Главная из них - это приобретение лучшей бизнес-практики. Опыт иностранных коллег, безусловно, полезен для российских специалистов. Программное обеспечение известных зарубежных производителей эксплуатируется в банках с мировым именем. Это о многом говорит. Кроме того, решение банка использовать продукт зарубежного вендора часто бывает обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции.

CNews: Насколько эффективно в действительности применение российскими банками иностранных АБС?

Галина Киперварг: Использование в отечественной практике зарубежных решений зачастую сопряжено с некоторым количеством проблем, вызванных спецификой процедур выполнения банковских операций, их алгоритмов, а также документального оформления операций в российских банках. Иностранные поставщики вынуждены серьезно дорабатывать отдельные модули системы и, что еще сложнее, — перерабатывать ее ядро. Подобные модификации влекут за собой снижение производительности ПО и значительно увеличивают расходы на его приобретение и обслуживание. Кроме того, на ввод в эксплуатацию российской АБС, как правило, требуется гораздо меньше времени, чем на внедрение зарубежного решения.

Оптимальным вариантом для автоматизации средних и крупных банков в нашей стране является программный продукт, объединяющий в себе российскую и зарубежную АБС. В R-Style Softlab функционирует специальное подразделение, которое занимается поиском иностранных партнеров – разработчиков АБС и локализацией их систем. Первым из таких партнеров для нас стал один из крупнейших мировых производителей банковского ПО  — Callatay & Wouters. Наш совместный проект предполагает разработку универсального продукта, в котором финансовые процессы будут выполняться при помощи решений иностранного поставщика, а ведение бухгалтерского учета и налоговой отчетности — посредством наших продуктов. Таким образом, мы получим высокопроизводительный продукт, соответствующий всем требованиям российского законодательства.

CNews: Целесообразен ли в настоящее время аутсорсинг на отечественном ИТ-рынке в банковском секторе? Применяется ли такая практика в R-Style Softlab?

Галина Киперварг: Сегодня большинство компаний, в том числе и кредитные организации, стремятся снизить операционные издержки, сохраняя при этом качество предлагаемых товаров и услуг. Этому способствует передача части непрофильных видов деятельности другой компании, которая специализируется в соответствующей сфере бизнеса. Обладая опытом реализации услуг в рамках аутсорсинга, мы уверены, что такая бизнес-модель на сегодняшний день является наиболее эффективной и действительно актуальной.

Компания R-Style Softlab в 2007 году официально включила ИТ-аутсорсинг в перечень предоставляемых услуг. Мы предлагаем своим клиентам комплексные решения. Например, наш договор с одним из клиентов по этому направлению —  банком «Траст» подразумевает непосредственное взаимодействие службы сопровождения R-Style Softlab с сотрудниками заказчика (в то время как в типовом договоре все проблемы транслируются через ИТ-службу кредитной организации). Подобная схема обеспечивает нашим клиентам оперативную и квалифицированную поддержку, а нам позволяет получать от заказчика более точную информацию (что немаловажно при совершенствовании ПО). В рамках ИТ-аутсорсинга мы выполнили для банка «Траст» ряд проектов, в числе которых адаптация ПО к требованиям Положения № 302-П.

Еще один наш заказчик  — дочерний банк иностранного кредитного учреждения. Работая с ним, мы совместно с зарубежными партнерами занимаемся построением полноценной ИТ-инфраструктуры. В перечень услуг входит модернизация комплекса бухгалтерской и налоговой отчетности под требования заказчика, локализация ERP-решения и его интеграция с RS-системами. Кроме того, мы обеспечиваем полное сопровождение обеих систем и аппаратной составляющей, а также осуществляем управление деятельностью интернет-провайдера, работой ПО и серверами.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS