[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Андрей Володин
Cитроникс Информационные Технологии

Андрей Володин:

За время кризиса рынок ИТ «повзрослел» в ускоренном режиме

На вопросы CNews ответил генеральный директор компании «Cитроникс Информационные Технологии» в России Андрей Володин.

CNews: Какие «кризисные» изменения на отечественном ИТ-рынке вы можете назвать в числе ключевых? Какие уроки удалось извлечь ИТ-бизнесу в кризис?

Андрей Володин: Замедление темпов экономического роста 2009 года сыграло роль катализатора для ряда наметившихся тенденций в сегменте информационных технологий. Рынок ИТ «повзрослел» в ускоренном режиме, прежде всего - за счет изменения приоритетов заказчиков. Одним из важных последствий кризисного периода стал рост требований клиентов к качеству проектов при сохранении их разумной стоимости. Раздутые бюджеты на ИТ ушли в прошлое. Этому в немалой степени способствовала ИТ-ревизия, проводимая заказчиками для оценки целесообразности продолжения начатых ранее проектов. Смещение приоритетов бизнеса в сторону сокращения издержек привело в сложных экономических условиях к необходимости обеспечения жесткого финансового контроля за эффективностью. Это, в свою очередь, вызвало новую волну спроса на ИТ-решения для анализа взаимоотношений с клиентами (CRM), для эффективного управления предприятием (EPM, BI и др.).

CNews: Какие ИТ-продукты и услуги были в наибольшей степени востребованы российским бизнесом в период экономического спада? Чем объясняется этот спрос, по вашему мнению?

Андрей Володин: Приоритеты в отношении «бизнес-образующих» технологий и систем не изменились. Есть проекты, которые попросту нельзя остановить в силу жесткой привязки к бизнес-процессам. Крупные компании – даже в целях экономии - не могут позволить себе сократить бюджеты на поддержку и развитие имеющихся информационных систем, ведь они являются основным инструментом обеспечения их бизнес-процессов. Без адаптации этих решений к текущим рыночным условиям успешная деятельность невозможна. Например, операторы связи просто не могут «заморозить» развитие своих ИТ-инструментов, потому что в противном случае потеряют свои конкурентные преимущества. Если оператор сегодня не будет модернизировать свою сеть 3G, то завтра он столкнется с массовым оттоком абонентов. Та же самая ситуация и у ритейла, и у банков.

Заметный рост спроса наблюдался в сегменте бизнес-приложений. В период рецессии необходимы решения, позволяющие сокращать расходы и поддерживать эффективность бизнеса. Исходя из нашей структуры продаж, наиболее востребованными в 2009 году были системы бюджетирования, консолидации, финансового контроля. По-прежнему высоким оставался спрос на аналитические CRM-системы: компании, ощутив, насколько им важен каждый отдельный клиент, стремились аккуратнее работать с ним. Без соответствующих ИТ-инструментов в этом случае просто не обойтись. Подобный проект мы в консорциуме с партнером начали реализовывать в Сбербанке. Сейчас завершается фаза автоматизации корпоративного сектора, планируется распространение решения на все территориальные отделения Сбербанка. Проект активно развивается и, на мой взгляд, этот опыт показателен с точки зрения масштаба реализуемых задач, а также интересен для отрасли в целом.

CNews: Каким направлениям бизнеса было уделено приоритетное внимание вашей компании в 2009 г.?

Андрей Володин: По итогам 2009 года нам удалось повысить эффективность бизнеса «Ситроникс ИТ», работать с большей прибылью. Наши компетенции позволяют нам не ограничивать проектную деятельность исключительно рамками корпоративного рынка, что мы и смогли продемонстрировать в 2009 году. Стратегическая задача – интенсивный выход на рынок внешних заказчиков – была нами успешно решена. В итоге, доля внешних контрактов «Ситроникс ИТ» существенно выросла: с 9% в 2008 году до 34% в 2009 году. Основной целью в рамках данной стратегии было укрепление и развитие тех направлений, по которым у компании были наиболее сильные позиции. Это, прежде всего, консалтинг в области бизнес-приложений, комплексные проекты в телекоммуникационной индустрии и активно развивающееся направление по продаже сервисов. Для достижения этой цели мы сконцентрировали усилия на повышении лояльности со стороны заказчиков и ключевых вендоров. Сфокусировавшись на тех направлениях, которые приносят быструю отдачу, мы очень аккуратно инвестировали в развитие новых компетенций. За счет гибкости, нахождения компромиссных предложений для заказчиков и решения ряда операционных задач - таких как повышение эффективности бизнеса, сохранение существующей команды и развитие накопленной экспертизы - мы смогли пережить 2009 год без ощутимых потерь.

CNews: Как бы вы охарактеризовали основные результаты деятельности «Ситроникс ИТ» в 2009 г.? Какие наиболее значимые проекты были реализованы вами в этот период?

Андрей Володин: Основное наше достижение состоит в том, что компания стала восприниматься рынком как сильный, самостоятельный игрок, а не только как субподрядчик внутреннего рынка. Мы успешно «толкнули свой бронепоезд» - и компанию стали воспринимать как самодостаточного и авторитетного интегратора. Мы доказали рынку, что обладаем необходимой экспертизой для ведения крупных проектов различной сложности и масштаба. Сегодня это позволяет нам успешно конкурировать с ведущими игроками рынка системной интеграции.

В числе крупных стратегических проектов хотелось бы отметить сотрудничество с МТС, связанное с продажами сервисов. Один из таких проектов - «Аутсорсинг автоматизированных рабочих мест» в Дальневосточном и Южном макрорегионах. Заказчик стремился в ходе проекта сократить операционные расходы (ОРЕХ), сохранив при этом штат квалифицированного персонала для обеспечения высокого качества обслуживания рабочих мест. Начальным этапом проекта стала реализация аутстаффинговой схемы – перевод персонала заказчика в сервисные подразделения в регионах.

Еще один крупный проект в МТС был связан с обеспечением технической поддержки оборудования Sun Microsystems, Hitachi, Brocade в Поволжском, Сибирском и Дальневосточном макрорегионах. Нами была проделана серьезная подготовительная работа, потребовавшая создания в Москве и регионах Центра компетенций с высококвалифицированными специалистами, в числе которых - инженеры с экспертным уровнем знаний. Кроме того, для полного соответствия требованиям заказчика мы получили сервисный партнерский статус Sun Microsystems. На данный момент компания готовится к сервисной аккредитации Hitachi. Отмечу, что в ходе проекта была проведена полная интеграция систем Service Desk заказчика и «Ситроникс ИТ», были сформированы складские запасы ЗИП для предоставления заказчику гарантированной «горящей» замены оборудования в максимально сжатые сроки. На данный момент во всех перечисленных регионах осуществляется техническая поддержка в формате 24х7. В настоящее время стартует очень интересный проект, связанный с оказанием лизинговых услуг в телекоммуникационном секторе.

Безусловно, знаковым событием 2009 года является для нас начало работ по сложному проекту, связанному с созданием «Электронного правительства» в Башкирии. Во-первых, сам регион непростой, во-вторых, работая в крупных госпроектах, интегратор чаще всего является первопроходцем. На рынке не только нет готовых решений для создания электронного правительства, но и нет - в силу определенной политизированности вопроса - единого понимания того, что именно оно должно из себя представлять. Однако, несмотря на все сложности, в Башкирии проект был успешно реализован: построен портал, который позволяет населению обращаться к органам власти, развернута полноценная система юридически значимого межведомственного документооборота на уровне субъекта Федерации. Фактически решение представляет собой мощный вычислительный комплекс, включающий систему хранения и обработки данных и прототип портала госуслуг, на котором граждане могут отслеживать статус своих заявок. В системе созданы автоматизированные рабочие места сотрудников муниципалитетов и министерств, участвующих в оказании услуг, а также автоматизированные рабочие места контролеров и администраторов.

Сегодня автоматизированы две государственные услуги «пятого уровня» - это наиболее высокий уровень сложности, когда госуслуга предоставляется гражданам полностью в электронном виде. Кроме того, автоматизированы регламенты двух государственных услуг: субсидии участникам Республиканской программы государственной поддержки молодых семей и социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья. АРМы предоставления госуслуг установлены в муниципалитетах четырнадцати районов Башкортостана.

CNews: Смена руководства российского «Ситроникс ИТ» по времени совпала с кризисом. Пришлось ли компании прибегнуть к структурным преобразованиям, методам «оздоровления» бизнеса и другим радикальным мерам?

Андрей Володин: Возглавить крупную компанию с отлаженными бизнес-процессами – это выбор в пользу более спокойной, но скучной работы. Мне ближе сценарий, при котором есть возможность достаточно быстро продемонстрировать результат.

Еще одна причина, в силу которой я согласился возглавить «Ситроникс Информационные Технологии» - это наличие хорошей, грамотной команды. Интегратор – это, прежде всего, коллектив. От уровня его профессионализма и сплоченности зависит качество проектов. Полагаю, одним из результатов 2009 года можно назвать не только сохранение команды, но и рост эффективности ее работы, что повысило оценку нашей деятельности со стороны ключевых заказчиков.

Конечно, не все преобразования сложно оценить сразу: нужно некоторое время, чтобы стало понятно, какие нововведения принесли компании пользу. После этого можно будет анализировать, что получилось, что – нет, а также оценивать личный вклад в развитие бизнеса компании.

CNews: На каких задачах намерена сосредоточить свои усилия ваша компания в течение ближайшего года и в долгосрочной перспективе? Чем обусловлены ваши приоритеты?

Андрей Володин: Задачи на текущий год у нас, по-прежнему, «олимпийские»: «Быстрее, выше, сильнее!». Мы хотели стать полноценным игроком на рынке консалтинга – мы им сумели стать. Дальше необходимо повышать качество работы, качество взаимодействия с заказчиком. Если давать прогноз в цифрах, то мы планируем 30%-ый рост бизнеса компании в 2010 году.

Сегодня мы чувствуем себя достаточно уверенно, что подтверждают наши результаты по итогам первого квартала 2010 года. Выручка холдинга в сегменте информационных технологий за первые три месяца 2010 года выросла на 73% и составила $33,5 млн. Сегодня на долю «Ситроникс ИТ» приходится 18% всех доходов ОАО «Ситроникс», тогда как год назад было лишь 12%. В дальнейшем мы так же будем активно способствовать улучшению финансовых показателей холдинга по ИТ-направлению.

Что касается долгосрочных перспектив – есть намерение построить ЦОД и продавать SaaS. Но я пока не вижу, чтобы это было на пике рыночного спроса. В вопросах, касающихся аутсорсинга, очень важен «ментальный» фактор: отечественные ИТ-специалисты пока с трудом представляют себе, как «собственное ИТ-хозяйство передать чужому дяде». ИТ-директоров, которые мыслили бы категориями бизнеса, на рынке не так много. Впрочем, когда-то и к IP-телефонии относились очень настороженно. Тем не менее, сейчас она стала отраслевым стандартом. Такая же ситуация происходит со всеми инновациями: сначала рынок смотрит на них с подозрением, но уже через несколько лет эти ноу-хау становятся массовым явлением. Главное - увидеть эту перспективу и не бояться инвестировать в будущее.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS