[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Паназиатское наступление: западные бренды исчезнут?

Паназиатское наступление: западные бренды исчезнут?

Компьютерная индустрия Азии с каждым годом наращивает мощь, и многие азиатские фирмы все громче заявляют о себе на весь мир. В итоге Ддля западных компаний работа на рынке ПК с становится все менее выгодной. Уже появляются прогнозы, Аналитики даже прогнозируют, ччто к 2012 году в тройке ведущих мировых производителей ПК не останется американских вендоровких производителей. Тем более что В развитых странах рынок ПК насыщен. Сспрос на компьютеры в США, Западной Европе и Японии почти не меняется, а иногда и вовсе падает. Совсем другое дело - страны с развивающейся экономикой. Но на этих растущих рынках западные производители далеко не всегда оказываются в выгодном положении.

“На мировом рынке производства персональных компьютеров через несколько лет выживут лишь 4—5 сильнейших брендов. Для локальных сборщиков вообще не останется места”. Так утверждал Джанфранко Лянчи, президент Acer, еще в 2005 году. Теперь, 4 года спустя ему вторит основатель этой же компании, Стен Шин, который немало усилий приложил к тому, чтобы сделать Acer основным тайваньским производителем ПК: «Ситуация 2009 года — лишь начало проблем для американских компаний».

Совсем недавно компания Acer заняла второе место в мире по поставкам компьютеров, в основном, благодаря серии своих нетбуков Aspire One, и теперь заявляет, что американские компании в итоге не смогут конкурировать с восточными производителями и разорятся. Однако пока что крупнейшим в мире производителем ПК является Hewlett Packard, а Dell занимает третье место. Обе компании, особенно Dell, столкнулись со  спадом в прошлом году. В это же время тайваньские Asus и Acer, чьи продажи сильно поднялись в сегменте дешёвых нетбуков, отчитались о значительном росте.

Стен Шин заявляет, что дешёвые компьютеры будут играть очень важную роль в ближайшие годы, однако американские компании просто не знают, как выводить такие продукты на рынок, поэтому они могут исчезнуть через 20 лет, как это произошло с американскими производителями телевизоров.

Весьма вероятно, эти слова могут быть не более чем корпоративной риторикой, присущей харизматичным СЕО различных компаний. Однако следует учесть, что в 2009 году Acer обошла Dell по количеству поставленных на рынок ПК, а в 2011 году собирается стать ведущим мировым производителем, обойдя также и HP. Такое быстрое продвижение обеспечивает, в первую очередь, агрессивная ценовая политика на рынке мобильных компьютеров.

Мировой рынок ПК сегодня

По прогнозам Gartner, в 2010 году мировые поставки персональных компьютеров составят 366,1 млн штук, что на 19,7% больше 305,8 млн. штук, поставленных в прошлом году.

Структура мирового рынка ПК, 2009

Источник: Gartner, 2010

В 4 квартале 2009 Acer опередила Dell и стала вторым крупнейшим производителем ПК в мире. По данным iSuppli, поставки тайваньской компании увеличились на 41,5% по сравнению с прошлогодними результатами в том же периоде и достигли отметки в 12,2 млн ПК, что соответствует 13,5% доле на мировом рынке компьютеров.

А вот  Dell продемонстрировал наименьший рост в поставках: 5,7% —  10,39 млн ПК. Теперь рыночная доля американской компании составляет 11,5%, упав почти на целых 2%.

Больше всех удалось вырасти в продажах китайской Lenovo — на 42,2% (в 4 квартале 2009 компания продала 7,84 млн ПК), но это никак не повлияло на ее место в рейтинге: как была Lenovo на 4-той позиции, так и осталась.

Мировые отгрузки на рынке ПК в 4 квартале 2009 года(тыс. штук)

Источник: iSupply, 2010

Мировой лидер по продажам ПК — американская HP, а также японская Toshiba, которая находится на последнем месте в топ-5 вендоров ПК, продемонстрировали меньший рост в поставках, чем у их китайско-тайваньских конкурентов: 24,9% и 31,2% соответственно. HP удалось реализовать в 4 квартале 2009 года 17,79 млн компьютеров, а Toshiba – 4,81 млн.

У остальных производителей ПК, которые вместе занимают порядка 40% рынка, поставки выросли на 16,2% до 37 млн. устройств.

Заметим, что доля азиатских производителей (Acer, Asus, Lenovo, Toshiba) увеличилась в 4 квартале на 4%, в то время как доля американских компаний (HP, Dell) снизилась на 2%.

Еще более приятная ситуация для азиатских производителей наблюдается на рынке ЕМЕА. Здесь мы наблюдаем значительный прирост у Acer (+26,2%) и Asus (19,4%), которые на пару занимают 27,1% рынка.

Отгрузки на рынке EMEA в 4 квартале 2009 года(тыс. штук)

Источник: iSupply, 2010

Прорыв 3-го квартала

3 кв. 2009 г. ознаменовался для мирового рынка ПК двумя важными моментами. Во-первых, поставки компьютеров выросли в годовом исчислении - пусть всего лишь на 1,1% (всего было продано 79,88 млн ПК), но даже такого роста не наблюдалось со времен 4 квартала 2008 г. Во-вторых, в 3 квартале 2009 г. был зафиксирован самый высокий рост поставок в квартальном исчислении. По сравнению с предыдущим кварталом они увеличились на 19%. За всю историю своих исследований компьютерного рынка, начиная с 2003 г., iSuppli отмечает, что не припомнит такого квартального роста.

"Квартальный и годовой рост поставок ПК свидетельствует о выздоровлении компьютерной индустрии, - говорит Мэтью Уилкинс (Matthew Wilkins), ведущий аналитик по компьютерным системам в iSuppli. - Главными «виновниками» роста продаж являются ноутбуки. На самом деле, в каждом квартале с момента экономической рецессии – наихудшей со времен Великой Депрессии – именно ноутбуки обеспечивали рост продаж. Это лучшее доказательство высокой оценки преимуществ мобильных систем со стороны массовых и бизнес-пользователей".

Причины и поводы бурного роста

"Хорошие показатели Acer, Asus и Lenovo в 4 квартале 2009 – это просто одно из последствий долгосрочного периода роста азиатских производителей на мировом рынке ПК", - говорит Мэтью Вилкинс, iSuppli. Еще в 2003 году Acer занимала 6-ую, а Lenovo – 8-ую позицию в списке лидеров, но они сумели пробиться в Топ-5 благодаря агрессивной ценовой политике и быстрому реагированию на запросы рынка - например, на нетбуки.

Всего 2 года назад ситуация кардинально отличалась от существующей:

Первые 2 места занимали американские компании с общей долей более 30%, следом шли тайванская, китайская и японская компании с общей долей по объему поставок компьютеров 19,3%

Приобретение Packard Bell и Gateway помогло Acer увеличить глобальные объемы продаж, хотя вклад этих компаний пока не ощущается в полной мере. Вероятно, понадобится несколько лет, чтобы увидеть ощутимые результаты.

Объем мирового ПК в 2008-2013 гг., млн. шт.

Источник: IDC, 2009

2009 год вошел в историю вычислительной техники как первый, когда портативные компьютеры по объему поставок превзошли десктопы. Примечательно, что поставки настольных ПК уменьшились на 14%, а рост показателей обеспечили именно ноутбуки: в отчетный период продавцам было отгружено 160 млн портативных компьютеров, что на 12% больше объемов 2008-го. В первую тройку брэндов входят HP, Acer и  Dell (на них вместе приходится почти половина проданных за три месяца персоналок), вслед за ними расположились Lenovo, Toshiba, Apple и Asus.

Невероятный взлет популярности лэптопов аналитики в основном связывают с лавинообразным ростом числа дешевых нетбуков. Acer обогнала Dell тоже за счет нетбуков, которые составили львиную долю поставок лэптопов. В числе других причин фигурирует снижение цен на ЖК-панели и популяризация беспроводных сетей.

Для нетбуков 2009 стал "золотым веком". Поставки этих устройств взлетели до небес. 15% всех портативных компьютеров - именно нетбуки, а это ни много - ни мало 24 млн штук.

В 2010 году ожидается жесткая конкуренция между Hewlett-Packard (HP) и Acer: компании будут биться за первое место на рынке ПК. Главным оружием в конкурентной борьбе опять станут нетбуки. Как сообщает китайская газета Commercial Times, председатель совета директоров Acer Дж. Т. Ванг (JT Wang) подчеркнул, что если HP сохранит своё консервативное отношение к рынку нетбуков, у Acer появится хороший шанс стать самым крупным производителем ноутбуков в мире ранее 2011 года, как планировала сама компания.

У азиатских компаний в конкурентной борьбе с американскими есть три весомых преимущества: во-первых, рынок ЕМЕА, «родной» для восточных компаний, еще не так насыщен, как американский, он быстро растет и считается наиболее перспективным в мире; во-вторых, азиатские компании ориентируются на низкий ценовой сегмент, ведут агрессивную ценовую политику для захвата рынка;  и в-третьих, именно восточные производители первыми начали предлагать ноутбуки и нетбуки, научились правильно их позиционировать, а мобильные ПК, как мы увидели выше, остаются драйвером рынка ПК.

Тем не менее, как азиатские, так и американские компании ориентируются на инновации, знают своих потребителей, умеют грамотно использовать маркетинг и имеют высокопрофессиональные команды. Поэтому однозначно предсказать, как будет делиться рынок ПК в ближайшие годы, все же нельзя. Хотя преимущество пока, нельзя не признать, на стороне Азии.

Ольга Кузенкова

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS