[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
ВРМ уходит в социальные сети

ВРМ уходит в социальные сети

Концепция управления процессами (ВРМ) изначально объединяет ИТ и бизнес-специалистов в решении общей задачи - оптимизации и повышения эффективности предприятия. ВРМ-сообщество строится на основе постоянных коммуникаций - и это одно из наиболее активных ИТ-сообществ, как в мире, так и в России. В ситуации роста популярности облачных вычислений социализация ВРМ видится закономерным и, возможно, единственно возможным путем развития этого сектора.

Enterprise 2.0 – популярный термин "новейшего времени" на рынке ИТ, с которым в первую очередь ассоциируется социальная составляющая развития ИТ-инфраструктуры. Это подразумевает активное участие если не всех, то большинства сотрудников компании в работе с информацией, программными продуктами. Постоянное взаимодействие и сотрудничество в рамках организации считается наиболее понятным путем развития, совершенствования всего бизнеса.

Как именно можно улучшить существующие направления деятельности и подходы к их реализации? Один их самых распространенных ответов здесь – через совершенствование бизнес-процессов. Как говорят сами "процессники", если где-то есть геройство, значит где-то была халатность. Их задача - найти и "обезвредить" "плохой" процесс. Процессы же не существуют на предприятии сами по себе - у них есть владельцы, участники, т.е. задействуется одновременно некоторое (часто большое) количество людей. Которых необходимо вовлекать в совместную работу по улучшению процессов - а это значит, что "процессники " находятся в постоянной коммуникации, причем кроссдепартаментальной, так как процессы в компаниях по большей части сквозные. Таким образом, их деятельность уже реализуется в парадигме "Предприятия 2.0", социальный аспект здесь изначально очень силен. При этом она находится еще и на пресловутом стыке - ИТ и бизнеса, как, собственно, весь сектор ВРМ.

"Процессник" - специалист, который описывает и лучше всего представляет то, что в действительности происходит на предприятии. Он постоянно общается с большим кругом людей. Он ищет способы улучшения той ситуации, которую описывает - и здесь ему хорошим подспорьем может стать чужой опыт. Как решалась аналогичная задача на похожем предприятии? Какие альтернативные подходы можно использовать в подобных условиях - и какие они дадут результаты? ВРМ открывает обширное поле для дискуссии и постоянного взаимодействия, делая таким образом сообщество "процессников" одним из самых активных и вообще - заметных - ИТ-сообществ России. В мире подобная социализация еще более заметна, поэтому курс поставщиков на постепенное включение в ВРМ элементов социальных сетей  - с целью совместного обсуждения подходов к описанию и улучшению процессов, возможностью совместного моделирования, вполне закономерен. Тем более, что главный сдерживающий фактор для распространения любой инновации - сопротивление персонала - здесь, можно считать, отсутствует. "Низы" уже готовы и по сути сами начинают работать в стиле "2.0".

Социальная ВРМ входит в Топ15 технологий Forrester на ближайшие годы и включает:

  • Process Wikis – совместное наполнение «копилок» знаний и моделирование бизнес-процессов, в котором участвуют конечные пользователи, аналитики, разработчики, архитекторы и другие заинтересованные стороны.

  • BPM-as-a-Service– платформы для моделирования, контроля и изменения бизнес-процессов в частных или внешних «облаках» (новый подход: "try-before-you-buy")

  • Process Personas – шаблоны ролей (супервайзор, линейный менеджен и пр.) с необходимой функциональностью

 

Великое объединение

Движение к сторону социализации – один из пунктов, о которых на рынке ВРМ было заявлено вскоре после анонса объединения немецких Software AG и IDS Sheer и представления теперь уже общей "дорожной" карты. О сделке стало известно летом 2009 г., в разгар сложного кризисного года. Именно такой период считается достаточно выгодным для слияний и поглощений. Понятно, что стремящемуся выжить бизнесу необходимо усиливать свои конкурентные преимущества, развивать компетенции, искать новые ниши, расширять предложение и клиентскую базу. На этом фоне объединение компаний, одна из которых специализируется на технологическом аспекте интеграции систем, а другая лидирует в области управления процессами, вполне закономерно и открывает новые возможности для обоих игроков, постепенно исчерпывающих свои рынки.

Вообще консолидационный тренд обозначился в и так не столь уж просторной нише ВРМ еще до кризиса. Так, например, инфраструктурный "гигант" IBM в 2008 году приобрел  Telelogic, а затем в начале 2009 г. - Lombardi. Здесь  аналогично управление процессами становится частью широкого предложения инфраструктурных решений, в том числе в сфере интеграции. Кроме того, в начале 2009 г. о приобретении Savvion объявила Progress Software, также с целью получить единое решение для сквозных процессов и интеграции.

Интеграция - собственно, ключевая тема в самой ситуации слияния компаний. Как будут объединяться решения, какие изменения это предполагает для клиентов каждого участника сделки? Комментируя результаты консолидации, Вольфрам Йост из IDS Scheer, теперь член совета директоров Software AG, поясняет, что объединяется бизнес-уровень BPM – моделирование и анализ бизнес-процессов при помощи ARIS - с техническим уровнем интеграции на базе SOA, webMethods. Объединение двух немецких методологий и технологий дает новое конкурентное преимущество - по словам Йоста, оно состоит в бесшовности получившегося пакета, который охватывает моделирование и анализ процессов, техническое моделирование и конфигурирование, выполнение, технический мониторинг и мониторинг процессов. Как отдельный уровень интеграции решений выделяется и сращение сообществ - ARIS Community (IDS Scheer) и Align Space (Software AG).

Проникновение ВРМ в России, 2009-2010

Источник: CNews Analytics, 2010

Распыление монополий

При кажущейся монополизации рынка ВРМ, возможно, как раз крен в сторону все большей социализации, не даст сформироваться здесь устойчивой дуо- или монополии. С одной стороны, в нише остается не так уж много поставщиков – и выбор вроде бы сужается. Однако, с другой стороны, в управление процессами вовлекается все больше новых участников-пользователей, которые приобретают все большую свободу для творчества. Расширяются возможности для совместного моделирования - ИТ и бизнесом. Ориентацию на совместную работу (collaboration) визионеры называют одним из главных трендов на рынке ВРМ, как и в целом на рынке ИТ, постепенно входящем в эпоху облачных вычислений.

Кроме того, не будем забывать, что ВРМ не столько решение, сколько концепция, подход, который может применяться – в радикальных случаях – вообще без какого-либо ИТ-инструментария. Глобальный тренд - движение общества в сторону упрощения (например, упрощение дизайна устройств и пр.), понятности и контроля – за тем, что приобретается и потребляется - вполне можно проследить и в  отношении ВРМ-инициатив, все больше ориентированных на доступность для бизнес-пользователей.

В конечном счете именно совместные усилия бизнеса и ИТ позволят перейти от ВРМ образца начала 2010 г., позволяющей моделировать и оптимизировать деятельность, к ВРМ 2010+, обеспечивающей возможность действительно быстрого реагирования на изменения в бизнесе и вовне.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS